Ты неси меня, река
Псковский центр гигиены наконец-то зафиксировал загрязнение Ловати, но пользы от этого пока никакой
29 июля жители деревни Сафроново Великолукского района заметили на реке Ловати странное пятно из сероватой пленки, которое распространяло зловонный запах. В чём причина, люди догадались сразу. В деревне Рындино Усвятского района, которая расположена на 50 километров выше по течению Ловати, в середине июля местные жители обнаружили слив стоков в реку. Картина там была примерно такой же.
В Рындино тогда приезжали различные инспекции, а результаты проверок потом озвучил Роспотребнадзор – загрязнений не обнаружено. Хотя плавающая к верху брюхом дохлая рыба говорила об обратном. Проверка обнаружила лишь природные (фоновые) превышения по соединениям железа и аммоний-иону. Уровень превышения по аммоний-иону находится в пределах погрешности измерений, сообщили в Роспотребнадзоре. Сиречь отклонений от нормы нет. Хотя никто из жителей деревни не сомневается, что результаты исследований, мягко говоря, неточные.
«Конечно, там ничего не обнаружили, - не удивлен псковский общественник, лидер правозащитной организации «Свободный берег» Игорь Батов. – Произошел сброс стоков, а забор воды сделали через два дня. Разумеется, все ушло по течению».
Жители Сафронова оперативно обратились в территориальный отдел Роспотребнадзора, и пробы воды здесь были взяты почти сразу же. Правда, без пахучей пленки осадка, как уверяют местные. Уже 4 августа «Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области» выдал ответ.
«Река источала резкий запах навоза, в ней гибла рыба, экспертиза взятых в реке проб воды выявила превышение предельно допустимой концентрации по основным показателям в несколько раз, - рассказывает активист из Усвятского района Андрей Князев. – Были зафиксированы трёхкратные превышения по аммиаку, по бактериям – тоже полное безобразие. Эти ситуации будут постоянно повторяться. Но получается, мы должны поймать тех, кто сливает стоки за руку, во время сброса, но это практически невозможно».
Заключение Центра гигиены впечатляло: превышение ПДК по общим колиформным бактериям было больше чем в 2,5 раза, по термотолерантым колиформным бактериям – в 12 раз!
Специалисты центра гигиены впервые озвучили то, чего всячески избегал Роспотребнадзор: заражение Ловати могло произойти в случае слива стоков крупного животноводческого комплекса. Ближайшие из них располагаются в деревне Лёхово Невельского района и в деревне Коровница Усвятского района.
При этом причастность к ситуации свинокомплекса возле деревни Рындино, от которого все могло спуститься вниз по течению русла реки, что вполне логично, сотрудники надзорного органа почему-то исключили.
«Это диверсия против своего народа, - продолжает Игорь Батов. - Какой дурак додумался строить свинокомплекс в озерном крае? Эти сбросы будут учащаться. Ну выкопали они пару ям, отстаивают там навоз, а дальше-то что? Его куда-то надо девать. Поэтому они продолжают сливать, пока все реки на юге области не зальют дерьмом. Почему в Европе не строят большие свинокомплексы? Потому что это нерентабельно. Надо строить дорогостоящие очистные конструкции. В результате там есть только небольшие комплексы очистки. Если бы я жил в деревне, а ко мне пришли и залили все вокруг дерьмом, то тогда хотя бы дайте мне кусок земли в другом месте, дайте дом. Или возместите так, чтобы это было равнозначно. Но материальной ответственности никто не несет».
Одна из жительниц Усвятского района поделилась историей о том, как неделю назад ловила рыбу между деревнями Узкое и Рындино. В какой-то момент она почувствовала сильный запах навоза, рыба неподалёку плавала по поверхности воды и заглатывала воздух. Это говорит о том, что из откачиваемых котлованов рындинского ручья стоки продолжают попадать в реку. В таком случае версия, что в Сафроново приплыли результаты сбросов в Усвятском районе, становится еще более вероятной.
По словам жителей Великолукского района, на сегодняшний день участок Ловати от деревни Сафроново до озера Ворохобского загрязнен полностью. Как водоём справится с последствиями сливов – неизвестно. Как и место, куда нечистоты занесет течением в следующий раз.