Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Крючков – человек с холодной кровью». Путч глазами адвокатов


Судебный процесс по делу ГКЧП. Владимир Крючков в Верховном суде России, 1993.

Кузьмин Валентин / ИТАР-ТАСС

Адвокат Юрий Иванов защищал в суде узбекский ЦК, коммунистическую партию в целом, ключевого заговорщика ГКЧП Владимира Крючкова и его оппонента Александра Руцкого. Дело путчистов длилось долго – Иванову, чтобы стать защитником Руцкого, пришлось даже отпрашиваться у экс-председателя КГБ.

К годовщине путча Slon Magazine поговорил с адвокатами путчистов; председателя Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова в этом процессе защищало либеральное бюро Генриха Падвы и его партнера Александра Гофштейна, а председателя КГБ Владимира Крючкова – депутат трех созывов Государственной думы от КПРФ Юрий Иванов.

Иванов рассказал, зачем председателю КГБ хорошая память, почему вице-президентом стал Янаев, как организовать семью и улицу, чтобы она помогала подзащитному из спецслужб.

1991 год. Идет дело ГКЧП. Я в Московской области, в городе Ступино, где в то время работал. Жена родила, притащила малыша из роддома, третий день его пребывания дома. Вдруг прибегает ко мне местный пьяница – у нас был рабочий двор, где я колотил в домино с мужиками, – и кричит: «Юра, беги! Беги ко мне, на седьмой этаж, на ключ от квартиры!» Кто? Чего? Почему? «Брать тебя приехали, брать. Они адрес спрашивают». Говорю: «Я никуда не побегу». Подхожу к окну и вижу две или три машины, из которых вылезают люди московской выправки, два генерала. Когда эти люди зашли, я их встретил в исподнем: «Здрасьте!» И тут один из них говорит: «Вы знаете, я отец Крючкова. Ему дали со мной из “Матросской Тишины” соединиться, и он просил, чтобы я разыскал вас и получил согласие на то, чтобы вы стали его адвокатом». Дело в том, что я даже не был членом Московской городской коллегии, где все блестящее созвездие адвокатов. В свое время «за распространение Солженицына» меня вместо аспирантуры распределили в собес, а через год взяли не в городскую коллегию адвокатов, а в областную. По тем временам я был как бы диссидент для советской власти.

Так вот. Генералы уехали. А я приехал в «Матросскую Тишину» встретиться с Крючковым. Следователь торопится: «Давайте-давайте, будем допрашивать, допрашивать». А мне надо с клиентом найти контакт, проговорить, какую выбрать позицию. Это же очень политическое дело, очень сложное. Как мы будем себя вести? Станем стоять как коммунисты? Или выкинем белый флаг? А меня уже предупредили, что Крючков – страшно подозрительный человек, что самое сложное – войти к нему в доверие. Нам дали поговорить пять минут, и я успел сказать только одно: «Владимир Александрович, я прошу, сейчас вас будут допрашивать в моем присутствии, порите всякую ерунду. О положении вещей в стране, о чем угодно. И так три дня продержитесь. А каждый раз после окончания допроса я буду с вами оставаться, и мы станем разговаривать по существу». Он моментально это поймал и сделал так, как мы договорились. Следователь был в бешенстве. Но по закону, когда следователь предъявляет обвинение в измене Родине, по Уголовно-процессуальному кодексу он должен предоставить обвиняемому возможность дать свободные показания, а потом только задавать вопросы: почему он Михаилу Горбачеву отключил связь? Почему он вертолет перекрыл Горбачеву? Почему он его как бы убрал? Ясно, что Крючков для него был особенно важен – как главная фигура среди заговорщиков.

Адвокат Юрий Иванов, 1991

Алексей Бойцов / РИА Новости

«Выучи венгерский»

У Крючкова было много блестящих положительных качеств и много отрицательных, как у любого человека. Он никогда не запрещал мне об этом говорить. После окончания дела мы были очень дружны, ходили семьями. Мой сын фотографировался у него на руках, пока рос. Я участвовал в похоронах, был другом их семьи. Что он мне сказал, когда мы познакомились?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.