Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Вот раньше учителей уважали». Как появились главные мифы о советском образовании


Немного найдется профессиональных сообществ, которые были бы сегодня так озабочены престижем своей профессии, как сообщество школьных учителей. Известно, что у публики с престижем ассоциируются профессии экономистов и юристов, айтишников и финансистов. В последнее время стал просыпаться интерес к профессии инженеров, врачей и военных. Профессия же учителя, которая, как теперь кажется людям, в ней занятым, была весьма престижна в советское время, а в постсоветское престиж потеряла, и обрести его снова ей не удается.

Во время первой встречи нового министра образования Ольги Васильевой с педагогами те сообщили ей о трех своих главных проблемах, на которых она должна сосредоточить свое министерское внимание. Примечательно, что в их число не вошла низкая оплата труда. Еще более примечательно, что первой была названа «необходимость повышения престижа учителя».

Учителя с огромной болью воспринимают эту потерю — истинную или мнимую, но для них очевидную. При этом речь всегда идет не об авторитете конкретного учителя, а именно о престиже учителя вообще, поскольку авторитета перед учениками добивается (или не добивается) сам педагог, а вот престиж воспринимается как нечто изначально полагающееся, что должно быть придано профессии извне какими-то авторитетными инстанциями. Какими? Сегодняшним российским учителям вполне понятно — только государством. Потому за престижем и обращаются к министру.

Была ли профессия учителя когда-либо престижной? Пожилые учителя уверяют, а молодые за ними повторяют, что раньше была. Когда это было? Для большинства ответ очевиден — в советское время. Находятся циники, которые говорят, что это миф. В самом деле, если считать, что признаком престижа какого-то труда является его высокая оплата, то это не про советских учителей. Образование наряду со здравоохранением и культурой было отраслью с низкими зарплатами. Мужчины на такие ставки, как правило, не шли, а женщины соглашались, и большинство персонала в школах СССР всегда составляли женщины. Шли ли они в школы по призванию? Стремились ли они с юности стать учительницами? Немногие. Конкурсы в педагогические вузы не бывали высокими, к тому же лучшие выпускники уходили куда угодно, только не в школу. Если это все так, то откуда этот миф?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.