Верховный суд подтвердил решение о признании Меджлиса крымских татар экстремистской организацией и его запрете
Верховный суд России подтвердил решение крымского суда о признании Меджлиса крымскотатарского народа экстремистской организацией. Судьи Елена Борисова, Игорь Зинченко и Елена Горчакова полностью отказали представителям Меджлиса, которые обжаловали решение о запрете, передает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
Интересы Медждлиса в Верховном суде представляли юристы правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев и Марина Агальцова. Коротеев отметил, что в деле не было надлежащего ответчика, Меджлис не является общественной организацией в соответствии с российским законодательством — он является представительным органом крымских татар, деятельность которого определяется международным законодательством и Декларацией о правах коренных народов ООН. «Меджлис по своей природе не может считаться общественной организацией в смысле закона об общественных организациях и объединениях», — отметил юрист.
Агальцова подробно рассказала о том, что в суде не была доказана экстремистская деятельность, которую прокуратура приписывает Меджлису и его членам.
Обвинение на заседании представляли прокурор Валентин Чуприн из Крыма и Татьяна Лазарева из Генпрокуратуры. Чуприн в своем выступлении отметил, что Меджлис стремился к возвращению Крыма в состав Украины и рассказал о «систематической деструктивности» его деятельности.
«В рамках Меджлиса совершаются экстремистские преступления и иные противоправные деяния, направленные против территориальной целостности Российской Федерации», — сказал прокурор.
Кроме того, в суде выступил представитель крымского комитета по делам межнациональных отношений Александр Задков, который выступил за запрет Меджлиса и попросил не ставить знак равенства между ним и всем крымскотатарским народом. По словам Задкова, информация о том, что сейчас крымские татары подвергаются «каким-то гонениям» не соответствует действительности; в подтверждение он привел данные о числе выезжающих на хадж крымских мусульман, строительстве новых мечетей и государственных празднованиях.
Таким образом, запрет Меджлиса вступил в силу. Согласно российскому законодательству, теперь зарегистрированные в России СМИ, упоминая Меджлис, обязаны указывать, что эта организация запрещена судом. Это требование прописано в статье 4 «Закона о СМИ».
Верховный суд Крыма признал Меджлис крымскотатарского народа экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории России 26 апреля 2016 года. По мнению прокуратуры, организация «представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, безопасности государства и общества». Под запрет попал не только состоящий из 33 делегатов Меджлис, но и весь Курултай, а также 23 региональных междлиса, функционировавших как органы местного самоуправления.
«Медиазона» подробно рассказывала о запрете Меджлиса, аргументах его противников и сторонников, и об уголовном преследовании крымских татар после присоединения Крыма к России.