Самый молодой вместо самого секретного
Тридцатилетний менеджер сменил бывшего охранника Путина на посту главы Калининградской области
В четверг, 6 октября, президент Владимир Путин отправил в отставку временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области Евгения Зиничева (своего бывшего охранника), который провел на этом посту всего два с небольшим месяца. Его сменит Антон Алиханов, 30-летний выходец из министерства промышленности и торговли; теперь — самый молодой глава региона в России. По просьбе «Медузы» шеф-редактор местного сайта RuGrad.eu Вадим Хлебников объясняет, чем запомнился в Калининграде Евгений Зиничев и чего ждут от его преемника.
Немногим представителям калининградского истеблишмента удалось лично познакомиться с шестым по счету руководителем области. Выходец из ФСБ, бывший личный охранник Путина Евгений Зиничев проработал на посту временно исполняющего обязанности губернатора Калининградской области всего десять недель — и на протяжении этого периода явно старался избегать необязательных встреч.
После парламентских выборов 18 сентября в области его не видели. «За время своего губернаторства он не встретился ни с кем [из нас]», — говорит представитель калининградского бизнес-сообщества. Встреча с ведущим региональным предпринимательским объединением «Балтийский деловой клуб» была назначена на 5 октября, однако ее перенесли в связи с тем, что на эту дату попал Форум делового сотрудничества в польской Ольштыне. Впрочем, в итоге Зиничев не приехал и туда — а уже на следующий день президент Владимир Путин удовлетворил его прошение об отставке.
Жителей области знакомили с работой нового главы региона похожим образом. Рабочие выезды калининградских губернаторов на протяжении многих лет освещались широким пулом журналистов, в который входили и оппозиционные СМИ. При Зиничеве все было устроено иначе: с ним ездили только съемочные группы двух калининградских телеканалов. В эфир выходили сюжеты, где Зиничев произносил пару предложений, из которых едва ли можно было понять его отношение к той или иной проблеме. Общение с прессой в формате «вопрос—ответ» так и ограничилось единственной пресс-конференицей, организованной в день представления Зиничева. Длилась она 49 секунд.
Устал и уходит
У тех, кому все же удалось пообщаться с бывшим охранником Путина, впечатления от встреч противоречивые. Один из собеседников «Медузы» рассказывает, что во время встречи Зиничев выглядел «усталым чекистом», которого мало интересовал предмет разговора. По его словам, официальная версия о том, что Зиничев попросился обратно в Москву по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья, кажется правдоподобной.
Калининградский оппозиционный политик Соломон Гинзбург, которого неожиданно пригласили выступить с речью на представлении Зиничева, очевидной усталости у врио губернатора не заметил. Однако после единственного продолжительного разговора с ним сделал для себя вывод, что Зиничев на выборы не пойдет и ближе к сентябрю 2017 года уступит место 30-летнему председателю областного правительства Антону Алиханову (он приехал в область из Москвы через три месяца после того, как Зиничев возглавил управление ФСБ по Калининградской области в июне 2015 года). «Я полагал, что так произойдет, но не думал, что так быстро», — говорит Гинзбург.
Ожидал скорого ухода Зиничева с поста врио губернатора и замглавы «Трансперенси Интернешнл — Россия», калининградец Илья Шуманов. «Зиничев со своей задачей — транзит власти от [предыдущего губернатора Николая] Цуканова к Алиханову — справился. Без него люди Цуканова Алиханова бы просто съели», — полагает Шуманов, добавляя, что Зиничева всегда больше интересовала карьера в ФСБ нежели гражданская служба.
С Шумановым согласен один из представителей регионального бизнес-сообщества: «Зиничев был здесь, чтобы проверить Алиханова. Поработать наставником, помочь со сдерживанием людей Цуканова и уехать».
По одной из версий, Зиничев был нужен, чтобы спокойно провести неспокойный в электоральном смысле регион через выборы. Как рассказывает один из людей, знакомых с тем, как проходил процесс отставки прежнего главы региона Николая Цуканова, в Кремле опасались, что молодой выходец из Минпромторга Антон Алиханов не удержит ситуацию, если люди Цуканова начнут искусственно создавать проблемы. К тому же на момент отставки Цуканова новому премьеру было 29 лет — а по российским законам глава региона не может быть младше 30-ти. Алиханов отметил юбилей за день до выборов, 17 сентября. С тех пор Зиничева в области толком не видели.
За выборы в правительстве Калининграда отвечал Александр Егорычев — вице-премьер по внутренней политике и в прошлом главный помощник Николая Цуканова; причем, утверждая распределение полномочий в правительстве, Зиничев подчинил его не Алиханову, как было бы логично, а напрямую себе. Репутация у Егорычева в регионе неоднозначная. Например, перед выборами владелец нового калининградского фармацевтического завода, производящего антисептик «Мирамистин», Андрей Горохов решил поучастовать в праймериз «Единой России». Егорычев этого не понял. На завод Горохова оперативно выехала полиция и провела изъятие документов — в результате чего деятельность предприятия пришлось на некоторое время заморозить. Партнеры Горохова, общаясь) с прессой, прямо связывали возникшие у компании проблемы с именем Егорычева. Позднее Горохов заявил, что из-за вынужденной остановки завода на территории области будет недособрано порядка 300 миллионов рублей налогов. Недавно представитель регионального управления МВД публично признал, что, проводя проверку бизнеса Горохова, полиция перестаралась.
Успех «Единой России» в Калининградской области 18 сентября (партия получила чуть менее 44% голосов) при действующей структуре власти в регионе сохранил бы позиции вице-премьера — и обеспечил бы областному правительству неоднозначную репутацию у местной бизнес-элиты. Передача всей полноты региональной власти Алиханову, которому ранее запрещали вмешиваться во внутреннюю политику, решила эту проблему. «Наконец будет понятно, кто здесь власть», — с надеждой констатирует один из представителей регионального бизнес-сообщества.
В пользу временного статуса тандема Зиничева—Алиханова свидетельствует факт, что с прессой особенно не общался не только Зиничев, но и Алиханов, призванный демонстрировать открытость, которая должна убедить инвесторов в серьезности намерений региональной власти. За минувшие два месяца он дал несколько комментариев на узкие темы, но развернутые интервью постоянно откладывал, как будто ожидая чьей-то отмашки, — впрочем, поддерживая хорошие отношения даже с оппозиционной прессой.
Молодой и дерзкий
В декабре 2015 года весь цвет калининградского бизнеса собрали в комплексе «Рыбная деревня». В зале ощущалась заметная нервозность. Через три месяца прекращали действовать таможенные льготы, которыми местные предприниматели пользовались с начала 1990-х, но ни у областного правительства, ни у таможни не было четкого понимания, как работать с 1 апреля 2016 года.
Монотонный ход мероприятия прервал молодой человек в строгом костюме, которого представили аудитории как нового вице-премьера областного правительства. «Где бабки? Хороший вопрос. Куда дели?» — недоумевал Антон Алиханов, приводя свои расчеты. По его оценкам, за время действия таможенных льгот калининградский бизнес недоплатил в казну порядка 500 миллиардов рублей. При этом общий объем инвестиций на территории калининградской Особой экономической зоны на тот момент составил всего 90 миллиардов рублей.
Вряд ли Алиханов задавал неправильный вопрос. За год до его выступления Федеральная налоговая служба обнаружила, что крупнейшее предприятие региона «Автотор» по сложной схеме пользовалось разом и налоговыми, и таможенными льготами, прибегая для этого к офшорной структуре в Голландии (в итоге структурам компании было доначислено три с половиной миллиарда рублей налога на прибыль). В общем и целом новый чиновник местному бизнесу понравился. Во-первых, он производил впечатление человека некоррумпированного, во-вторых, свободно говорил с владельцами компаний на одном языке. Львиная доля калининградского бизнеса завязана на таможне и внешнеэкономической деятельности, а до переезда в Калининград Алиханов как раз возглавлял в Минпромторге департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Как Алиханов сумел так быстро дорасти до высокой должности, до конца неясно. Политолог Евгений Минченко считает, что Алиханов — человек из команды Сергея Чемезова, главы госкорпорации «Ростех», которой принадлежит Калининградский янтарный комбинат. К развитию комбината Алиханов проявлял особый интерес с самого начала своей работы в областном правительстве — и наиболее открыто высказывался по этой теме. Кроме того, первое публичное появление Алиханова в статусе главы региона произойдет на Янтарном форуме, организованном «Ростехом».
Основным детищем Алиханова и до назначения Зиничева, и после был проект нового закона о социально-экономическом развитии Калининградской области. Его разработка должна окончательно решить проблему таможенных льгот. Федеральное правительство не смогло утвердить предметный план действий до их отмены 1 апреля 2016 года и просто начало платить сопоставимые по объемам пошлин прямые субсидии калининградским предприятиям. К концу сентября в форме субсидий калининградскому бизнесу в регион поступило почти 16 миллиардов рублей.
В феврале 2016-го Минэкономразвития представило первую редакцию закона, в котором говорилось о радикальном снижении отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования (это должно было отбелить крайне «серый» по среднероссийским меркам калининградский бизнес), облегченном визовом режиме для иностранцев, освобождении от НДС отдельных услуг на территории области и других льготах. Позднее Алиханов заявил, чего его не вполне устраивает эта редакция закона и он рассчитывает на более обширные преимущества для калининградского бизнеса.
Сейчас работа над проектом закона продолжается. Однако предложение Владимира Путина «довести эту работу до конца» на встрече с Алихановым после его утверждения в должности врио губернатора дает основания полагать, что в скором будущем в Калининградской области завершится не только передача власти, но и транзит экономической модели; причем от менее либеральной к состоянию, более дружественному иностранцам — ситуация, так же сложно представимая в современной России, как и 30-летний мужчина на посту губернатора самой западной области страны.
Вадим Хлебников
Калининград