Дата
Автор
Евгений Рощин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Почему не надо недооценивать Нобелевскую премию мира?


Нобелевская премия мира 2016 года вновь прошла мимо России – она достается президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу за усилия по прекращению затяжной гражданской войны. Это пример самого традиционного для норвежского комитета премирования за дипломатический прорыв, как премия Генри Киссинджеру в 1973 году, или за создание ООН в 1945-м. Но традиционное не значит заранее предрешенное и конъюнктурное: вопреки стереотипу это решение часто не совпадает с политическим вектором правительств стран Запада и их симпатиями. Сейчас еще более, чем когда-либо, Нобелевскую премию мира можно считать голосом международного гражданского общества.

У тех, кто иронизирует над премией мира в прессе и на кухнях, не особенно разбираясь в ее сути, есть, как им кажется, железный аргумент: на нее номинировались Иосиф Сталин (дважды: в 1945 и 1948 годах, причем первый раз его выдвигал не какой-то маргинал, а тот же бывший член Нобелевского комитета Халвдан Кот, который номинировал, например, Корделла Халла за роль в создании ООН), а в 1935 году был выдвинут Бенито Муссолини. Выдвигали даже Гитлера – в 1939 году, но скорее из протеста, и выдвижение отозвали. Ажиотажа добавляет и то, что имена всех номинантов и номинирующих их людей остаются в тайне следующие 50 лет, потому сейчас архив комитета открыт только до 1965 года.

Но все это отнюдь не дискредитация Нобелевской премии мира, а ее удивительная особенность. Дело в том, что эта награда устроена гораздо более демократично, чем ее научные собратья. Право номинировать на нее кандидатов есть у тысяч людей и организаций по всему миру: у лауреатов прошлых лет, членов парламентов и правительств любых государств, у профессоров социальных наук, руководителей исследовательских институтов, членов организаций, награжденных премией, бывших и действующих членов норвежского Нобелевского комитета. Широта этого списка предполагает, что выдвинут может быть кто угодно – в этом и смысл. Однако эти номинации, как правило, еще ничего не значат. Все заявки уходят в Нобелевский комитет, назначаемый норвежским парламентом. Он готовит шорт-лист претендентов и передает его на рассмотрение директору и научному руководителю Нобелевского института, а также небольшому числу университетских ученых. Таким образом, ответственность за решение о том, кто больше других заслуживает признания за деятельность по поддержанию мира, ложится на ученых.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.