Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Хакеры в валенках. Почему версия о взломщиках из России стала так похожа на правду


Когда случилась первая из недавней серии крупных хакерских атак – взлом почты Национального демократического комитета (DNC – по сути, предвыборного штаба Демократической партии США), и сначала его функционеры, а потом и другие американские официальные лица заявили о причастности к этому взлому России, я был среди крайних скептиков.

В первую очередь, конечно, из-за реакции демократов: она была больше похожа на истерику. Никаких серьезных доказательств еще не было предъявлено, а они уже поспешили заявить о причастности к атаке не просто хакеров из России, а хакеров, работающих на российское правительство. Первые публикации на эту тему были больше похожи на кадры из фильмов категории B, где русские космонавты ходят в валенках: например, в качестве доказательства причастности России к взломам использовался тот факт, что в исходном коде одного из запущенных на серверы DNC «червей» встречались русские слова «Феликс Эдмундович», – не хватало еще балалайки!

Вообще, безусловно, ничего невозможного в успешных «русских хакерах» нет. Отличная математическая школа, которая и сегодня дает России и другим странам Восточной Европы большинство медалей на международных школьных и студенческих олимпиадах по математике и информатике, имеет вполне измеримый выхлоп и в сфере информационной безопасности – значительная часть компаний, являющихся мировыми лидерами в производстве антивирусов, например, либо находится в России, Румынии, Польше, Словакии, либо имеет в этих странах центры разработки программного обеспечения. Российские специалисты по информационной безопасности, криптографии, сетевым протоколам и атакам очень высоко ценятся на рынке. Так что «русские хакеры» не миф, они существуют. Но от «русских хакеров» до «хакеров, действующих по заданию правительства» – огромная пропасть. Одно дело – активность частников, другое дело – диверсионная деятельность по заданию государства; и политические, и дипломатические, и какие угодно последствия совсем иные. И для обвинений в «государственном хакерстве» нужны доказательства куда как более весомые, чем «Феликс Эдмундович».

В качестве доказательства использовался тот факт, что в исходном коде одного из запущенных на серверы DNC «червей» встречались русские слова «Феликс Эдмундович», – не хватало еще балалайки!

До поры до времени таких доказательств не было. Но в середине октября словацкая компания Eset, производитель известного антивируса Nod32, опубликовала обстоятельный многостраничный отчет о деятельности хакерской группировки Sednit (также известной как Fancy Bear), который заставил многих – и меня в том числе – пересмотреть скептическое отношение на русский след в деле о взломе почты DNC.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.