Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Академический отпуск

Что стоит за скандалом со ставшими академиками РАН чиновниками

Президент Владимир Путин публично пригрозил, что уволит чиновников, ставших академиками вопреки его настоятельной рекомендации, сделанной в прошлом году.

Тогда Путин попросил их «воздержаться» от участия в выборах академиков и членкоров — потому что чиновники «заниматься научными исследованиями могут только в свободное время, которого для людей, которые добросовестно работают на административных должностях, фактически не остается».

Воздержались не все: на последних выборах в РАН полными академиками стали член Совета Федерации от Бурятии Арнольд Тулохонов и ​заместитель министра образования и науки Алексей Лопатин, членкорами — заместитель министра внутренних дел Александр Савенков, министр здравоохранения Пермского края Ольга Ковтун (как стало известно, в августе ушедшая с должности), замглавы Росгидромета Александр Макоско, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ Василий Христофоров, директор департамента науки, инновационного развития и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава Сергей Румянцев, начальник Главного медицинского управления Управления делами президента Константин Котенко, начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Александр Фисун и замдиректора Российского фонда фундаментальных исследований Игорь Шеремет.

Среди кандидатов были еще более высокопоставленные персоны: например, в списке кандидатов в академики РАН по отделению медицинских наук была министр здравоохранения Вероника Скворцова. В списках потенциальных академиков были сенатор Андрей Клишас, губернатор Тамбовской области Александр Никитин, руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов, заместитель губернатора Ростовской области и министр сельского хозяйства Вячеслав Василенко, министр здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесии Хусейн Курданов и др. При этом Скворцова и Никитин свои кандидатуры, как сообщают в РАН, сняли еще до выборов.

Сказать, что свежеизбранные академики и членкоры получили свои звания, не будучи учеными, конечно, нельзя: так, Арнольд Тулохонов — доктор географических наук, профессор, 12 лет возглавлявший Байкальский институт природопользования; Василий Христофоров — доктор юридических наук, много лет работавший в Институте истории РАН; Александр Макоско — доктор технических наук, профессор, известный специалист по физике атмосферы, и т.д. Но точно так же

является фактом невозможность реально совмещать государственную должность и научную работу. Тем более работу академика, чья главная функция по статусу — обогащать науку новыми знаниями.

В этом смысле президент прав, когда говорит, что «я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления». И вполне возможно, что перечисленным персонажам предстоит отправиться со своих должностей в академический отпуск. Или добровольно отказаться от академических мантий.

Традиция «остепенения начальства», конечно, появилась не в путинские и не в ельцинские времена — она является вполне советской, когда ученая степень считалась важным приложением к административной должности.

Нередко эту степень организовывали для действующего начальника усилиями подчиненных, писавших «шефу» соответствующую работу. Если начальство было очень высоким — могли, как первому секретарю Ленинградского обкома КПСС Григорию Романову, присудить докторскую степень при защите кандидатской, придя в восторг от глубины его научных достижений.

Однако до академиков доходило редко: кажется, в советскую эпоху все-таки чаще академика назначали министром, чем министра делали академиком.

В первые постсоветские времена процесс затормозился, а потом пошел с новой силой: министр, губернатор или депутат Госдумы без ученой степени стали редкостью. Сперва — кандидатской, потом — докторской.

Быть ученым при этом не обязательно: мало кто всерьез считает учеными доктора философских наук Жириновского или доктора исторических наук Мединского. Да и кандидата экономических наук Путина отнести к ним трудно. А такие случаи, как с Григорием Явлинским, который защитил докторскую диссертацию, уже сложив полномочия депутата Госдумы, достаточно редки.

Постепенно докторов наук, стало, видимо, настолько много, что этим уже никого не удивишь. И пришлось пойти дальше — в академики. Причем в настоящие — Российской академии наук (звания расплодившихся псевдоакадемий уже не в чести).

Понять чиновников можно: академик или членкор — это не только красивая надпись на визитной карточке, это еще и солидные выплаты. Академику РАН полагается в месяц 100 тысяч рублей, членкору — 50 тысяч. При этом из министров или замминистров могут в любой момент уволить, а из академиков или членкоров — нет: звания пожизненные, как и выплаты. И в случае чего, очень даже пригодятся в жизни.