ЗЕМЛЯКИ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА
Век назад чехословацкий добровольческий корпус ураганом мировых событий забросило в самую глубь Сибири. Легионерам вопреки понятиям о чести пришлось искать пути выхода из дебрей чужой страны, чтобы не пропасть в ней бесследно...
Солдаты чехословацкого корпуса. Сентябрь 1917 г.
В январе 1923 года смерть не позволила Ярославу Гашеку завершить четвертую часть "Похождений бравого солдата Швейка", самого популярного чешского романа, изданного во многих странах мира. Приятель Гашека, журналист и писатель Карел Ванек, допишет главу, но она так и не войдет в классическое издание произведения. Позже Ванек напишет свою книгу "Похождения бравого солдата Швейка в русском плену", которой было не суждено стать широко известной. Образ Швейка для чешских писателей во многом автобиографичен. В Первую мировую войну они были солдатами австро-венгерской армии. Попав на Восточный фронт, добровольно сдались в русский плен. В России Гашек и Ванек станут легионерами чехословацкого корпуса и после многих испытаний вернутся в родную Прагу.
Словосочетание "Чехословацкий корпус" прежде всего ассоциируется с событиями весны 1918 года, когда на огромной территории от Волги до Тихого океана вспыхнул мятеж легионерских полков, с которого и началась гражданская война. В хрониках предшествовавших и последующих событий, история необычного военно-политического образования видится почти забытой. Так кем были и откуда взялись вооруженные чехи и словаки на пространствах развалившейся империи? Какую роль они сыграли в русских революциях 17-го и в гражданской войне?
Добровольцы чехи и словаки отправляются на германский фронт. Сентябрь 1917 г.
С началом Первой мировой войны объединение чешских колонистов в России приняло решение о формировании национальных добровольческих подразделений. В будущие полки и бригады разрешили принимать чехов и словаков из числа пленных и перебежчиков — бывших солдат и офицеров австрийской армии. В феврале 1916 года в Париже был учрежден Чехословацкий национальный совет (ЧНС) под руководством Томаша Масарика, Милана Штефанека и Эдварда Бенеша. Лидеры организации продвигали идею создания независимого от Австро-Венгрии чехословацкого государства и добивались согласия стран Антанты на право формировать вооруженные силы. Союзные державы препятствий для этого не видели.
Томаш Масарик (в нижнем ряду в шляпе) среди чехословацких добровольцев.
В лагерях для военнопленных, что были сосредоточены не только в западных губерниях России, но и во многих сибирских городах, шел активный поиск добровольцев способных немедленно отправится на германский фронт. В фондах Государственного архива Томской области хранятся прошения тех, кто изъявил желание вступить в Чешско-Словацкий полк.
Документ из фондов Государственного архива Томской области.
Чехи и словаки в лагерях содержались с пленными других национальностей. Сделав свой выбор, они подвергались оскорблениям. Немцы и австрийцы составляли списки «предателей». Томские военные власти принимали меры, разводя враждующие стороны и стараясь побыстрее отправить добровольцев к театру военных действий.
Документ из фондов Государственного архива Томской области.
В июле 1917 года из Томска в город Дарница в Черниговской губернии, где дислоцировался Первый Пражский полк, проследовало 73 человека, которых сопровождал Уполномоченный эмиссар ЧНС Фердинанд Коубе. В августе отправили новую команду из 91 солдата. В списке можно найти имена врачей Алоиза Цирпса и Карла Миколашека, аптекарского служащего Яна Сирека, наборщика из типографии газеты «Сибирская жизнь» Иосифа Кржикавы. Оказавшись в томском лагере для пленных, они нашли работу в городе, но ушли воевать за независимость Чехословакии.
Запись добровольцев в чехословацкий корпус. 1917 г.
Документ из фондов Государственного архива Томской области.
После февральской революции 1917 года чешские легионеры сохранили лояльность к российскому Временному правительству Александра Керенского. Новая власть не собиралась выходить из мировой войны и видела в чехах и словаках верных союзников. 26 сентября 1917 года начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Николай Духонин подписал приказ «О сформировании отдельного Чехословацкого корпуса из двух дивизий и запасной бригады». Штатная численность корпуса определялась в 39 тысяч человек. В подразделениях вводился французский воинский устав и устанавливался «русский командный язык». Первым командиром корпуса назначили В.Н.Штокорова — генерал-майора русской армии.
Генерал-лейтенант Н.Н. Духонин.
Приказ генерала Духонина о формировании Чехословацкого корпуса.
На германском фронте чехословацкий корпус считался одним из самых боеспособных воинских соединений. Русское командование отмечало сплоченность легионеров, их дисциплину, храбрость, высокий уровень грамотности солдат и их способность говорить и читать на русском языке.
Чехословацкие добровольцы на германском фронте.
Большевики, свергнув Временное правительство в октябре 1917 года, начали мирные переговоры с Германией. Руководство ЧНС оказалось в сложном положении. Масарик подтвердил советским властям невмешательство в гражданскую войну на стороне какой-либо политической силы и одновременно не стал скрывать стремления вести войну против Австро-Венгрии и Германии до полной победы государств Антанты. Масарик прилагал дипломатические усилия, чтобы избежать конфронтации с «белыми» или «красными» и как можно скорее начать эвакуацию чешского воинского контингента в Европу, где корпус должен был войти в состав уже французской армии. Правительство Советской России против подобного «исхода» не возражало. Подписав в марте 1918 года Брестский мир с Германией, большевики изменили первоначальный вариант отправки чехословаков. Вместо морского пути из Архангельска легионеров направили по Транссибирской магистрали до Владивостока и далее через Тихий океан во Францию.
Солдаты чехословацкого корпуса на пути во Владивосток. Апрель 1918 г.
26 марта 1918 года в Пензе представитель Совета Народных комиссаров РСФСР Иосиф Сталин и командир корпуса генерал Штокоров подписали соглашение, по которому легионерам гарантировалась беспрепятственная отправка до Владивостока. В документе говорилось: «Чехословаки продвигаются не как боевые единицы, а как группа свободных граждан, берущих с собой некоторое количество оружия для самозащиты от контрреволюционеров». Большую часть винтовок, пулеметов, пушек командованию корпуса предписали сдавать частям РККА (рабоче-крестьянской красной армии) в местах базирования.
Документ о проезде чехословаков по Транссибирской магистрали.
Сдача оружия легионерами перед отправкой во Владивосток. Апрель 1918 г.
Чехословакам позволили сформировать по одной вооруженной роте для охраны каждого эшелона. На выделенном подвижном составе армия в почти 40 тысяч человек двинулась на восток и вскоре растянулась по всему Транссибу. Случайный инцидент полностью перечеркнул планы корпуса. 14 мая 1918 года в Челябинске один из легионеров был тяжело ранен венгерским солдатом. Обидчика «линчевали» (казнили). Виновных в расправе арестовали. Чехи попытались освободить своих товарищей. Вспыхнули беспорядки. Экстренный съезд личного состава корпуса постановил — оружия больше не сдавать и пробиваться (пусть и с боями) во Владивосток. 29 мая последовал приказ Народного комиссара по военным и морским делам Льва Троцкого: «О немедленном разоружении всех чехо-словаков и расстреле на месте тех, кто окажет сопротивление».
Народный комиссар РСФСР по военным и морским делам Лев Троцкий.
Обращение легионеров к гражданам о причинах мятежа.
Узнав о таком приказе, части чехословацкого корпуса начали боевые действия против слабых и нерегулярных войск Красной гвардии. Легионеры стремительно и почти без сопротивления заняли Челябинск, Курган, вошли в Новониколаевск и Каинск. В штабной сводке по корпусу сообщалось: «Железнодорожная линия от Самары до Нижнеудинска — в наших руках. Под полным контролем также железные дороги Новониколаевск-Барнаул и Омск-Тюмень». 31 мая 1918 года большевики без боя сдали Томск. «Вечером в город вошел батальон чехословаков. Разодетая публика встречала освободителей с цветами. Играл духовой оркестр. В толпе было много бывших офицеров еще царской армии».
Солдаты чехословацкого корпуса в Томске.
Летом 1918 года на чешские полки в Сибири обыватели смотрели как на «освободителей от большевистского ига» и считали их важной частью белой армии. В тот период гражданской войны в Поволжье, на Урале, в Сибири возникают антисоветские правительства, которые искали и находили военную поддержку у западных держав. Чехословацкий корпус, по решению стран Антанты, был оставлен в России, чтобы продолжить борьбу с режимом большевиков. Возвращение легионеров на родину откладывалось на неопределенный срок...
Корпус чехословаков формально подчинялся генералу Морису Жанену, которого в августе 18-го назначили командующим войсками Антанты в России. В сентябре чехословацких легионеров возглавит генерал Ян Сыровы. С его приходом должностей лишатся многие русские офицеры, служившие в корпусе. На ведущие роли выйдут молодые чешские командиры: Радол Гайда, Станислав Чечек, Йозеф Швец. В разгар гражданской войны они проявят и яркий полководческий талант, и крайнюю жестокость, и малодушие в критических ситуациях. Впрочем, летом-осенью 1918 года легионерам сопутствовал успех. Чехи одержали много побед над красными. Особо кровопролитными были бои с интернациональными бригадами РККА сформированными из венгров, немцев, сербов, поляков. Пленных не брали. Ни те, ни другие.. Радол Гайда выпустил специальный приказ: «Все военнопленные, подданные центральных держав, действующие на стороне Советов, если будут пойманы с оружием в руках в бою — подлежат расстрелу или повешению». Справедливости ради необходимо отметить, что Гайда издаст в мае 1919 года по войскам сибирской армии и другой приказ. Гуманный. «Самочинные расправы, порки, расстрелы, чинимые представителями власти (колчаковской), не прекращаются. Всех, кто будет производить безсудные экзекуции, я стану придавать военно-полевому суду как за истязания и обыкновенное убийство».
Полковник Радол Гайда.
Полковник Радол Гайда среди легионеров.
Ярослав Гашек, автор знаменитого романа «Похождения бравого солдата Швейка», тоже был солдатом чехословацкого добровольческого корпуса, но вступил в партию большевиков. Организовал чешско-сербский коммунистический отряд и воевал с соотечественниками. После разгрома под Омском военно-полевой суд чехословацкого корпуса выдаст ордер на арест Гашека — «предателя чешского народа». Писатель и красный комиссар будет скрываться под видом слабоумного сына немецкого колониста из Туркестана пока вновь не примкнет к частям Красной армии.
Красный комиссар и писатель Ярослав Гашек.
Документ о создании интернационального отряда, подписанный Ярославом Гашеком.
В октябре 1918 года будет провозглашена независимость Чехословацкой Республики. Вскоре страны Антанты и Германия подпишут соглашение о прекращении военных действий в Первой мировой войне. До полной капитуляции Австро-Венгрии и Германии оставалось немного времени (Версальский мирный договор подпишут 28 июня 1919 года). А в России чешские легионеры слабо представляли как выйти из гражданской войны и мечтали скорее вернуться домой. Упаднические настроения усилились после тяжелых потерь и поражений. «Прошли легкие победы, триумфальные захваты пустых городов, веселый разгон неорганизованных красных шаек». Некоторые части корпуса стали дезертировать с передовых позиций. Солдаты отказывались исполнять боевые приказы начальства. Именно из-за этого застрелился командир чешской дивизии полковник Йозеф Швец.
Полковник Йозеф Швец на смертном одре. 1918 г.
В ноябре 1918 года в Омске произошел переворот, и белое движение в Сибири возглавил адмирал Колчак. На службу к Верховному правителю поступит и полковник Радол Гайда (скоро он будет произведен в генералы). Гайда подтвердит твердое намерение сражаться с большевиками.
Адмирал А.В. Колчак и Радол Гайда в Омске. Ноябрь 1918 г.
Чтобы укрепить моральный дух легионеров, Колчак в одном из своих приказов подчеркнет: «Благодаря им началась полномасштабная борьба с большевизмом. Они проложили нам путь к Великому океану, откуда мы получаем помощь от наших союзников». Адмирал распорядился наградить чехословацких солдат знаками отличия военного ордена Святого Георгия. Тогда и генерал Жанен щедро раздавал награды легионерам, посетив с этой миссией тыловой Томск. 1 февраля 1919 года корпус официально переименуют в чехословацкую армию.
Генерал Жанен награждает легионеров в Томске. Зима 1919 г.
Зимой 1919 года Томск был переполнен беженцами и воинскими частями. «Теперь Вы не узнаете мирных «Сибирских Афин». Кроме русских и чешских полков в городе находится Академия Генерального штаба, огнеметно-химический батальон, чешская школа проводников служебных и сторожевых собак. А еще лазареты, госпитали...»
Солдаты чехословацкого корпуса. Февраль 1919 г.
«Прежде богатый и сытый город изменился до неузнаваемости. Всюду толчея, длинные очереди в продовольственные лавки и обыватели, терпящие крайнюю нужду. Пожалуй, только чешские легионеры не испытывали лишений».На станции Томск-2 размещался целый военный городок на колесах. Квартиры чешским солдатам заменили вагоны-теплушки. Против сытых, откормленных, торчащих в тылу братьев-славян росло глухое раздражение у населения, в белой армии, в колчаковском правительстве. Даже внешний вид недавних любимцев вызывал возмущение. «Все чехи одеты щеголями. На них новая форма, сшитая из наворованного русского сукна. Форсистые сапоги, иногда лаковые. На руках перчатки. А русская армия на Уральском и Восточном фронте против большевиков терпит во всем недостаток».
Чешский легионер-кавалерист.
Чешские легионеры в вагоне эшелона.
Изменить негативное отношение не помогали ни спектакли, ни физкультурные парады и спортивные состязания, которые чешские легионеры устраивали для жителей Томска.
Гимнастические тренировки чехословацких легионеров.
Летний театр легионеров в Томске.
Располагая хорошо вооруженной армией (у чехов было несколько бронепоездов), легионеры с середины 19-го года избегали участвовать в масштабных военных операциях. Они сосредоточились на караульных функциях и борьбе с красными партизанами, чьи отряды устраивали диверсии на железной дороге. Вот типичный рапорт чешского офицера о происшествиях на участке Барнаул-Семипалатинск: «Предпринято 30 объездов путей. Было 4 стычки с большевиками, которые обстреливали поезда, водокачки и разбирали рельсы.Отбили три нападения на станции».
Бронепоезд "Прага" на путях.
Бронепоезд "Орлик" на станции Транссиба.
Главной своей задачей чехи считали сохранение контроля над Транссибирской магистралью и охрану собственного складского и трофейного имущества. Солдат и офицеров корпуса все чаще обвиняли в мародерстве. Белый генерал К.В.Сахаров вспоминал: «Чехи забирали все. Металлы, сырье, машины, породистых лошадей. Они не постеснялись считать своим призом библиотеку и лабораторию Пермского университета. Точное количество награбленного не поддается учету. Это своеобразная контрибуция в сотни миллионов рублей. Паровозы и 20 тысяч вагонов чехи захватили и объявили своей собственностью».
Легионеры-артиллеристы на позиции. Лето 1919 г.
17 декабря 1919 года части генерал-лейтенанта Анатолия Пепеляева оставили Томск. Единственная вооруженная стычка между красноармейцами и егерями сибирской армии произошла в районе Дома науки имени П. И.Макушина. Дивизии чехословацкого корпуса в городе давно уже не было...
Генерал белой сибирской армии Анатолий Пепеляев. 1919 г.
Красноармейцы на улице Томска. Декабрь 1919 г.
В историю участия в гражданской войне в России чехословацкого корпуса будут вписаны и другие страницы. Предательская выдача адмирала Колчака. Возврат Советским властям остатков золотого запаса российской империи под гарантии свободной эвакуации из Владивостока. В течение 1920 года в Европу было переправлено 72 тысячи человек. Из России не вернулось более четырех тысяч легионеров, погибших и пропавших без вести на чужой гражданской войне.
Чехословацкие легионеры со знаменем части.
Метки: Томск, Томская область, Чехословацкий корпус, легионеры, гражданская война, Ярослав Гашек, адмирал Колчак, Похождения бравого солдата Швейка, Белая армия, Антанта