Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Сборы с туристов и «спасибо» Тулееву: каким был 2016 год для Алтайского края

Экс-мэру Барнаула до сих пор не вынесли приговор; алтайские единороссы получили рекордное представительство в Госдуме, а эсеры — в местных парламентах; в городах гаснут фонари и закрываются библиотеки, в крае будут обкатывать туристический сбор. Василий Морозов специально для Тайги.инфо подводит итоги 2016 года в Алтайском крае и намекает, чего ждать от 2017 года.

Сборы с туристов и «спасибо» Тулееву: каким был 2016 год для Алтайского края
© altairegion22.ru. Александр Карлин (в центре)

Сесть, суд идет!

2016 год показал, какое развитие преимущественно будет получать массив громких коррупционных дел с участием чиновников. Годом ранее в Алтайском крае под уголовное преследование попали сразу несколько депутатов разных уровней и руководителей администрацией от сельских до городских. Самым громким тогда стало дело мэра Барнаула Игоря Савинцева, впоследствии покинувшего пост. Звучали, в том числе, мнения, что сити-менеджер отделается легким испугом, как его предшественник Владимир Колганов, с которого в итоге сняли обвинения. В общем, если в то время было непонятно, к чему это приведет, то сейчас уже осязаема серьезность намерений силовиков. А именно — приговоры будут, и они будут обвинительными.

Начался 2016 год с возбуждения уголовного дела в отношении начальника краевого управления ветеринарии Анатолия Высочина. Высочин стал первым чиновником краевого уровня, который стал фигурантом коррупционного дела. Осудили достаточно быстро — уже в октябре ему назначили реальный срок. За это время следователи нашли еще 10 фактов взяток. Таким образом, буквально обозначилась системность коррупции в конкретно взятой сфере —ветеринарии. Но это пока.

Поднял ставки спустя месяц арест вице-губернатора и по совместительству начальника краевого управления образования Юрия Денисова с женой. Хотя начали следователи со смехотворной для чиновника такого уровня взятки —200 тыс. рублей. В этой истории центральным моментом стало то, что коррупцию констатировали даже в такой не самой финансово емкой сфере, как образование. Следователи считают, что начальник вместе с супругой «облагал»данью подведомственные ему учреждения. На момент передачи дела в суд силовики доказали таких эпизодов на 2,5 млн рублей — снова системность. Позже стало известно, что будут судить и заместителя Денисова, но уже по махинациям в госзакупках. То есть, окончательно сформировалось впечатление, что в среде чиновников есть, куда копать.

Из других громких дел: вынесли приговор в отношении Максима Савинцева — сына экс-мэра Барнаула, главы Камня-на-Оби Александра Кулика, экс-депутата краевого заксобрания Александра Мастинина, мэра Рубцовска Владимира Ларионова. Все приговоры — обвинительные с реальными сроками. Только Ларионов попал под амнистию, но должность покинул.

Главная интрига на 2017 год — чем теперь завершится дело бывшего вице-губернатора Юрия Денисова. Также до сих пор не вынесен приговор экс-мэру Барнаула Савинцеву. Пожалуй, в этих случаях больше всего любопытно, впишутся ли «хедлайнеры» в общий тренд.

Политическое отступление

Понятно, что главным политическим событием стали выборы. Точнее, их результаты. Начались любопытные и не вписывающиеся в привычный ход вещей явления в марте, когда в Каменском районе голосовали за депутатов местного совета. Итоги оказались удивительными даже, пожалуй, в масштабах страны. В районном парламенте из 20 мандатов 16 завоевала «Справедливая Россия». В центральном городе муниципалитета — Камне-на-Оби — 15 из 20. Им удалось сыграть на протестных настроениях жителей — именно в этих территориях работали самые непопулярные главы в крае по данным опросов населения. Впрочем, назначить своего главу у них не получилось до сих пор — более чем за полгода. Конкурс на должность никак не может состояться из-за бюрократических моментов, как будто эсерам кто-то мешает.

Повторить успех на главных выборах — в Госдуму и Алтайское краевое заксобрание — справедливороссам не удалось, хотя они и завоевали три дополнительных мандата в АКЗС. «Единая Россия» же показала один из самых низких результатов среди регионов России, что повлекло смену руководства алтайского отделения. По итогам голосования в региональный парламент «ЕР» потеряли пять мандатов, по сравнению с прошлым созывом. И теперь «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ в редкие моменты единодушия могут блокировать отдельные законопроекты единороссов, требующие одобрения двух третей депутатов. Но пока такое согласие проявилось лишь однажды. В остальном, между КПРФ и «СР» традиционно жесткое противостояние.

А вот в Госдуму от Алтайского края прошло рекордное количество представителей «Единой России» — семь человек. За это, впрочем, стоит сказать спасибо губернатору Кузбасса Аману Тулееву, который обеспечил один из самых высоких результатов единороссов в стране и позволил избраться львиной доле территориального партийного списка. Алтайский край получил как минимум два «неожиданных» и, по некоторым данным, незапланированных мандата. ЛДПР же мимо Госдумы «пролетела», КПРФ и СР получили по одному месту — и то по списку. Но представитель справедливороссов хотя бы имеет прямое отношение к региону, в отличие от коммуниста Сергея Шаргунова.

Интрига 2017 года теперь заключается в том, как будут развиваться события в краевом заксобрании. По части Госдумы неожиданностей ждать, кажется, не приходится.

Города отключаются

Весна началась с известия, что у Рубцовска — третьего по величине города региона — нет денег на ремонт дорог. Так вышло, что на эти цели можно было направить только 2 млн рублей. Хотя на починку всех проблемных магистралей нужно было, по оценкам специалистов, около 180 млн.

Ситуация стала настолько тяжелой, что автоперевозчики отказывались от обслуживания маршрутов общественного транспорта — автобусы просто не выдерживали передвижения по таким дорогам. Край помог — выделили дополнительно больше 30 млн, и удалось сделать хотя бы что-то. Но решились далеко не все острые проблемы, и на следующий год опять же с помощью региона заложена в два раза большая сумма. Впрочем, не дорогами едиными. В том же Рубцовске местный теплосетевой МУП задолжал работникам больше 20 млн рублей зарплаты. Деньги в итоге спустя несколько месяцев выплатили, но лишь после угроз голодовкой. Таким образом, бюджетная проблема стала очевидно.

Второй по величине город края — Бийск — столкнулся с тем же. Там не хватило около 25 млн на то, чтобы привести в надлежащее состояние систему дорожного движения: светофоры и другие объекты. Эти деньги предлагалось «отрезать» от культуры, но депутаты проголосовали против. Проблема не решилась. Но предложение отнять от бюджет у культуры и отдать более насущным направлениям было в крае не единственным. В уже упомянутом Рубцовске в этом году стали закрывать муниципальные библиотеки — именно для экономии.

Ситуацию в Камне-на-Оби же одной проблемой маленького бюджета не объяснить. После того, как город объединился с Каменским районом в один муниципалитет, некоторые предприятия, кому был должен город, до сих пор не могут получить оплату за оказанные товары и поставленные услуги. Прежний муниципалитет ликвидирован, а новый за него не в ответе. Меж тем, там уже несколько месяцев не работает уличное освещение — энергетики из-задолгов прекратили подачу электричества. Вот и любопытно теперь, кто будет платить по прошлым долгам, ведь отключить в следующем году могут уже не только свет на улицах.

Закрытия сезона

В 2016 году Алтайский край остался без частных вузов. Совсем. Из-за претензий Рособрнадзора — подчас, по мнению руководства учреждений, довольно странных — не имеют права принимать студентов Алтайская академия экономики и права, Алтайский экономико-юридический институт и Алтайский институт финансового управления. Впрочем, этих вузов уже не существует совсем: старейший из них ААЭП во всю распродает имущество. Больше всех сопротивлялся ректор последнего Александр Тен. Он говорил, что претензии Рособрнадзора носят «смехотворный характер в сравнении с примененными санкциями». И с этим можно согласиться: в частности, академии вменяли отсутствие медпункта и несоответствие образования двух преподавателей дисциплинам, которые они преподавали. О состоятельности этих претензий ректор высказывался весьма однозначно. Тем не менее, теперь этих вузов уже нет.

Ознаменовался 2016 год и некоторыми другими «закрытиями». Например, почил один из самых крупных градостроительных проектов за последние годы — жилой комплекс «Демидов Парк». Застройщик, планировавший за пять-семьлет построить около 15 домов — целый город в городе — смог завершить два дома только с краевой поддержкой. И его жильцы будут в ближайшие несколько лет обитать не в городе-саде, как обещалось, а в двух высотках на пустыре.

Банкротится и крупный застройщик, выполнявший многие крупные заказы краевых властей, «Стройгаз». Сначала дольщики одного из домов подняли шум из-за не сданного вовремя здания. Затем компанию отлучили от строительства Художественного музея — главной культурной стройки последних лет. Так в Алтайском крае снова появились долгострои. И конкретные решения об их достройке должны принять уже в 2017 году.

Задел на будущее

В этом году в Алтайский край приезжал президент Путин, а также еще с десяток министров и членов правительства. Заседание Госсовета, посвященное туризму, стало, пожалуй, главным событием года. Организовывал все, понятно, губернатор края Александр Карлин, и организовал, как доходит информация, хорошо. Благодаря этому или нет, но регион стал пилотной площадкой для обкатки нового для России «курортного сбора». По задумке, турист, приезжая, например, в Белокуриху, платит энную сумму, и эти средства идут на улучшение инфраструктуры курорта. Когда новый порядок будет действовать — пока не понятно. Но начинание, возможно, полезное. Все-таки наши сибирские курорты зачастую не имеют элементарных удобств. Лишь бы только новый сбор пошел туда, куда нужно.

Василий Морозов, специально для Тайги.инфо