1917 год. Томская гастроль Клеопатры
В юбилейный год русской революции от месяца к месяцу, от недели к неделе перелистаем подшивки номеров «Сибирской жизни» за 1917-й. О чем писали корреспонденты одного из лучших печатных изданий дореволюционной России в начале января?
Политическая атмосфера сгущена до последней степени. Возбужденное состояние общества становится все более напряженным. Положение дел в стране никогда еще не было столь шатким, туманным и тревожным». Из заметки в газете «Сибирская жизнь».
В 1917 году журналисты вряд ли могли вообразить, что через сто лет к их статьям (талантливым и заурядным, важным и не очень) будет приковано внимание политиков, историков, писателей. В начале того года никто не предполагал, каким он станет для России. Газетные публикации вековой давности в мельчайших деталях рассказывают нам о переломной эпохе.
С 13 января в Томске начинался премьерный показ «Клеопатры». Владельцы театра «Мир» обещали явить городу мировой кинематографический шедевр. Картина била кассовые рекорды в Америке и в Европе, с успехом демонстрировалась в России. Сибирских зрителей завлекали описанием грандиозных батальных сцен, звездным составом актеров. К сожалению, в «Сибирской жизни» нет рецензий критиков. Мы не знаем о реакции томской публики на показ ленты. Собрала ли «Клеопатра» аншлаг или зал театра оказался пустым? В наступившем 1917 году скоро станет совсем не до египетской царицы.
Сразу после новогодних и рождественских праздников для населения столицы Томской губернии главной новостью стало введение карточек на муку. Городской голова Петр Ломовицкий обратился к горожанам с воззванием, текст которого разместили в местных газетах. Система распределения крайне дефицитной муки начнет действовать с 16 января (все даты приведены по старому стилю). В месяц на человека полагалось выдавать один пуд ржаной или пшеничной муки. Отоварить талон можно было только в лавках купцов Кухтерина, Родюкова, Фуксмана и Горохова. В магазинах и на базарах мука не продавалась. Томская управа сообщала: «В первой декаде января сего года ржи, пшеницы, ячменя, как и муки ржаной, пшеничной в рыночном привозе нет».
Призрак возможного голода мерещился обывателям в том числе из-за стремительного роста цен на все продукты питания. Судя по публикациям, вопрос о дороговизне оставался самым злободневным и затмевал все. Репортер «Сибирской жизни» проследил динамику цен на мясо и рыбу.
На томском рынке мясо свежего боя достигает 12-13 рублей. Пролежавшее двое суток стоит 10-11 рублей. Ровно год назад такое мясо расценивалось в 5-6 рублей. Пуд окуня, карася, щуки теперь стоит 8-16 рублей. Между тем, в январе 1916 года рыба стоила от 2 руб.50 коп. до 6 рублей.
Дорожало не только продовольствие. «Сибирская жизнь» уведомила читателей:
В следствие чрезвычайного и все растущего вздорожания бумаги и всех материалов для печатания, подписная стоимость с 1 февраля будет увеличена.
Годовая подписка с доставкой теперь обходилась в 12 рублей. Для учителей и учительниц народных классов — в 8 рублей.
Главное управление почт и телеграфов c 1-го февраля 1917 года приготовило неприятный сюрприз для отправителей писем:
Согласно Высочайшему повелению частные карточки, адресованные на имя всех чинов в действующую армию и состоящих при ней организаций, будут пересылаться за плату по 2 копейки за каждую карточку.
Правда письма с фронта почтовое ведомство продолжало доставлять бесплатно:
Все письма весом до 30 граммов и почтовые открытки, идущие из действующей армии в империю, будут, как и прежде, пересылаться бесплатно.
Санитарное состояние Томска сто лет назад вызывало неудовольствие корреспондентов. В январе 1917 губернская столица имела неприглядный вид. Тогда нарекания вызывали не занесенные снегом дороги.
Вопиющая антисанитария во всех городских районах. Особенно это бросается в глаза в местах расположения воинских частей. Город не успевает приводить в порядок усадьбы, занятые постоем. Весною, если не будут приняты меры по очистке, Томск рискует дать распространение тифозной и холерной эпидемии.
«Сибирская жизнь» публиковала множество материалов о ходе Первой мировой войны. Военная тематика занимала центральные разделы газеты. Информация поступала по сводкам Петроградского телеграфного агентства. В январских номерах издания печатались статьи о боевых операциях на фронтах, размещались карты театра военных действий.
Заголовки о происходящих на мировых фронтах событиях, как правило, лаконичны и содержат обязательную ссылку на источник информации:
На русском фронте. От штаба Верховного Главнокомандующего.
После сильной артиллерийской подготовки немцы значительными силами атаковали наши позиции у болота Тируль (западнее Риги) и оттеснили русские войска на 2-3 версты к северу. Упорные бои продолжаются.
Война в небе.
Из Лондона сообщают. Английские аэропланы бросили 6 стофунтовых бомб над турецким военным заводом, который расположен в Багдадской цитадели.
Военное министерство Франции сообщает. 10 января немецкий аэроплан сбит в районе Эвре. Два офицера и летчик взяты в плен.
Сражения на море.
Агентство Ллойда информирует. Английские пароходы «Каллил», «Данкларн», «Марина» торпедированы немцами. Капитан «Марины» взят в плен. О двоих из команды нет сведений. В виду опасности со стороны немецких крейсеров пассажирские рейсы из Нью-Йорка в Европу отложены.
Несмотря на затяжной характер войны, отсутствие стратегических успехов на фронте, комментарии русских генералов отличались неизменным оптимизмом. «Сибирская жизнь» напечатала заявление Главнокомандующего русскими армиями юго-западного фронта А.А.Брусилова:
Я не хочу быть пророком, но думаю, что в 1917 году наступит развязка, и война закончится нашей победой.
Не оставалась без внимания сибирской прессы и внутриполитическая жизнь страны. Обозреватели видели тревожные для государства симптомы. Ожидаемый после праздников созыв IV Государственной Думы перенесли с 12 января на 14 февраля. Председатель российского парламента М.В.Родзянко не видел в этом никакого подвоха.
Правительство обновили. Министры рассчитывают, что через месяц положение дел в стране станет не таким острым, и тогда встреча с Думой будет для них менее неприятной. Министрам надо собраться с мыслями. Вот они и отложили встречу с народным представительством.
В обществе ходили разные слухи об обострении политического кризиса. Пресса транслировала самые разнообразные, порой сенсационные варианты развития событий. Предсказывались новые отставки в правительственных кругах, усиление разногласий между Думой и Кабинетом министров. Назначенный в конце декабря 1916 года на пост премьер-министра Н.Голицын предложил ввести цензуру на речи парламентариев, о чем уведомил М.Родзянко.
Депутатские выступления, признанные по каким либо соображениям неудобными к опубликованию, хотя бы и в смягченном виде, не будут разрешаться к печати.
От своего источника в Петрограде «Сибирская жизнь» получила известие об изменении правил несения караульной службы у Таврического дворца:
Обычно во время парламентских вакаций военный караул, несущий службу у Таврического дворца, снимается. В этом году обычай нарушен. И, несмотря на рождественские каникулы, караул бессменно дежурит у здания Думы. Что бы это значило?
Часть новостей из столицы газета «Сибирская жизнь» печатает в разделе «Светская хроника». Из нее можно узнать, что в январе 1917 года Петроград посетил наследный румынский принц Карл, который разместился в покоях запасной половины Зимнего дворца. Королевич сделал визиты к послам держав Антанты, а перед этим встретился с особами императорской фамилии.
В те же самые дни в МВД поступило ходатайство председателя правления Монархического союза о предоставлении организации монопольного права на продажу портретов членов императорской семьи. Министр Протопопов одобрил предложение и поручил составить циркуляр для всех губернаторов о всяческом содействии союзу в этом деле. Через полтора месяца лавочку прикроют. Интересно, есть ли сейчас в России организации, имеющие исключительное право на тиражирование официальных портретов?
Последние колонки издания сообщают о городских происшествиях, пестрят рекламой и платными объявлениями о найме на работу. В январе 1917 года в Томске самые востребованные вакансии — прислуга, кухарки, дворники, кочегары.
Встречается и страшное:
«Бедная солдатка желает отдать недельного мальчика в дети. Некрещеный»,
«Желаю отдать в дети девочку трех месяцев. Не имею средств к существованию».
Так было ровно сто лет назад. О других событиях в Томске и в других сибирских городах в следующем выпуске «Хроник 1917 года».