Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Алтайские ВИЧ-положительные остались без лекарств: «Терапии не будет, готовьтесь покупать сами»

​Пациенты Центра СПИД в Барнауле жалуются на перебои с жизненно необходимой антиретровирусной терапией. ВИЧ-положительные заявляют, что им не выдают препараты из назначенной схемы лечения. Врачи ссылаются на отсутствие таблеток, краевой минздрав не признает проблемы на фоне роста эпидемии.

Алтайские ВИЧ-положительные остались без лекарств: «Терапии не будет, готовьтесь покупать сами»
© Наталья Гредина

Переехавший из Барнаула в Москву ВИЧ-положительный сибиряк вынужден был вернуться в родной город, чтобы встать на учет в местный СПИД-центр и получать там антиретровирусную терапию, жизненно необходимую людям с этим диагнозом. Но адекватное лечение ему не предоставили.

«До последнего времени жил в Москве, в декабре у меня обнаружили ВИЧ. Лечить меня там без прописки отказались, поэтому в конце года я поехал с огромной вирусной нагрузкой в Барнаул, где родился, вырос и прописан, — рассказал Тайге.инфо Андрей Иванов (фамилия изменена по просьбе героя). — Повторно сдал анализы, все подтвердилось, но терапию выдать отказались, потому что якобы таблеток нет. Я пошел сразу к заведующей, через нее мне дали таблетки, в которых оказалось только два компонента из трех, которые должны быть в схеме лечения. Они мне дали такую терапию, чтобы я отстал от них».

Андрей Иванов, обеспокоенный неготовностью барнаульского Центра СПИД выдать лекарства, положенные ВИЧ-положительным по закону бесплатно, связался с движением «Пациентский контроль».

препаратов не будет, готовьтесь покупать сами, деньги минздрав не выделил

«Там мне объяснили, что схема у меня не полная. Стал держать связь с ними. После праздников обратился на телевидение, как только пришел в СПИД-центр с журналистами, лекарства сразу появились, мне выдали третий компонент, — говорит собеседник Тайги.инфо. — На мой вопрос, будут ли еще препараты и когда приходить за таблетками, мне сказали, что препаратов не будет, готовьтесь покупать сами, деньги минздрав не выделил».

По словам Иванова, ему выдали терапию на месяц, и уверенности, что через месяц он получит ее снова, у него нет. Еще один пациент барнаульского СПИД-центра по имени Евгений (фамилию просил не называть) терапии, несмотря на плохое самочувствие и низкие показатели здоровья, так и не получил.

«Я проживаю в Новосибирске, прописан в Заринске, но обращаюсь в барнаульский СПИД-центр, потому что мне так удобнее. Диагноз поставили летом, на тот момент уже было не очень много клеток CD4, 200 с чем-то, — рассказал Евгений Тайге.инфо. — Предложили пройти диагностику, сдать анализы, по получению результатов предложили проходить наблюдение в динамике в течение 3–5 месяцев. Раз в три месяца я сдавал анализы: клетки падали, ухудшалось состояние, начались постоянные проблемы со здоровьем, бесконечные простуды. Чувствовал себя ужасно. Последний мой визит был в ноябре, у меня было 150 лимфоцитов».

Не без труда попав на прием к инфекционисту, Евгений отметил, что потерял за месяц 15 кг, и спросил, когда получит таблетки.

«Врач на это сказала, что у меня заболевание, которое предусматривает потерю веса и снижение иммунитета. Я говорю, что все понимаю и что-то нужно с этим делать, — пересказал Евгений свой разговор с врачом. — Она отвечает: „Ничем помочь не могу, показатели не очень хорошие, но у нас люди с 75 клетками ждут лекарств, а у вас 150, еще терпимо“. Вирусная нагрузка была больше 250 тыс».

По словам Евгения, как и Андрея Иванова, его предупредили, что возможно, АРВ-терапию придется покупать за свои деньги, поскольку таблетки появятся в Центре СПИД Барнаула «не раньше февраля—марта». «После этого я обратился в прокуратуру Алтайского края, та передала мои обращения в краевой минздрав, а они сказали, что все хорошо, просто нет показаний для назначения мне терапии», — привел ответ пациент.

Еще несколько сообщений об отказе барнаульского Центра СПИД выдать АРВ-терапию опубликовано на сайте «Перебои.ру». Краевой минздрав заверил местные СМИ, что причин беспокоиться у ВИЧ-положительных жителей Барнаула нет: пока процедуры закупки лекарств, которые в 2017 году стали централизованными (заявку формирует региональный минздрав, закупки проводит федеральный) не завершены, медики выдают пациентам остатки терапии с прошлого года.

ВЛасти: «никакого ажиотажа по этому поводу поднимать абсолютно не стоит»

«Хочу заметить, что переходящие остатки у нас имеются. И средства для диагностики, и препараты для лечения беременных женщин, детей, родившихся в 2016 году. Имеются также препараты поддерживающей терапии для больных ВИЧ. Поэтому никакого ажиотажа по этому поводу поднимать абсолютно не стоит», — цитируют «Вести Алтай» замминистра здравоохранения Елену Кравец.

«Что касается закупок прошлого года, последний аукцион был объявлен 23 ноября, из 42 аукционов 7 не состоялось, — прокомментировал алтайские аукционы специалист по мониторингу и адвокации закупок лекарственных средств „Коалиции по готовности к лечению“ (ITPCru) Алексей Михайлов. — Регион не закупал препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП и некоторые комбинированные формы, что говорит о крайне ограниченном выборе схем лечения. На 2016 год Алтайский край стал закупать АРВ-терапию в начале декабря 2015-го, что может говорить о том, что в регионе мог сложиться дефицит с препаратами. Для этого так рано объявили закупки, что, соответственно, сказывается и на обеспечении пациентов в начале 2017 года».

По данным «Вестей Алтай», на начало 2017-го в Алтайском крае зарегистрировано порядка 15 тыс. ВИЧ-положительных, в АРВ-терапии нуждаются 3,3 тыс. взрослых, 160 беременных женщин и 232 ребенка.

В «Пациентском контроле» отметили, что в 2015-м году в это же время фиксировали жалобы на невыдачу препаратов для лечения ВИЧ в Алтайском крае — в Бийске, Барнауле и еще в ряде городов края пациенты не получали терапию совсем или же им давали два препарата из трех.

«Людей с очень низким иммунным статусом просто отправляют домой, не назначая жизненно важного лечения, которое обязаны предоставлять по закону. Согласно национальным рекомендациям по лечению ВИЧ, АРВТ следует назначать всем пациентам с количеством клеток CD4+ менее 500 независимо от стадии заболевания. Пациент со 150 клетками находится под угрозой оппортунистов: туберкулеза, других опасных заболеваний», — пояснила опасность ситуации активист движения «Пациентский контроль» Светлана Просвирина.

Общественники обратились в минздрав и к губернатору карлину

Она и ее коллеги также считают сложившееся положение вещей недопустимым и обратились в минздрав и к губернатору Алтайского края Александру Карлину с требованием в экстренном порядке рассмотреть жалобы пациентов и обеспечить лечение всем, кому оно показано по национальным рекомендациям. «Также мы просим провести совместную встречу с привлечением представителей минздрава, Центров СПИД Алтайского края и пациентских организаций для обсуждения ситуации и предотвращения ее повторения в будущем, и очень надеемся, что нас услышат», — подчеркнула Просвирнина.

Общее число россиян, инфицированных ВИЧ, по данным федерального Центра СПИД, достигло 1,08 млн человек. На диспансерном учете в специализированных медицинских организациях в 2016 году состояло 648,7 тыс. ВИЧ-положительных. В 2016 году получали антиретровирусную терапию 261,5 тыс. пациентов в России, включая больных, находившихся в местах лишения свободы.

Пораженность ВИЧ-инфекцией на 30 сентября 2016 года составила 582,9 человек на 100 тыс. населения России. Случаи ВИЧ-инфекции зарегистрированы во всех субъектах РФ. Высокая пораженность (более 0,5% от всего населения) отмечена в 28 самых крупных и экономически успешных регионах. К наиболее проблемным относятся и территории Сибири: Иркутская (1618,6 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Кемеровская (1553), Новосибирская (991,5) области, Алтайский (819), Красноярский (761,3) края и Томская область (719,7).

Эпидкартина по ВИЧ в 2016 году продолжала ухудшаться: сохранялся высокий уровень заболеваемости, увеличивалось общее число больных и число смертей, активизировался выход эпидемии из так называемых ключевых групп населения в общую популяцию.

Маргарита Логинова