Дата
Автор
Анастасия Якорева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Судьба губернатора. Инструкция по выживанию для глав российских регионов


«Всем, кто сейчас садится в кресло главы региона, надо понять, что у этого кресла нет привязного ремня. Я отработал девять лет. Уже появилась привычка быть губернатором. А потом приходишь куда-то и понимаешь, что ты уже не губернатор. Появляется дискомфорт», — рассказывает Republic о своих ощущениях после отставки глава Саратовской области в 1996–2005 годах Дмитрий Аяцков.

За две последние недели Владимир Путин отправил в отставку глав сразу пяти регионов — Бурятии, Карелии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей. Но для отставников и их сменщиков, которых принято называть «молодыми технократами», советы Аяцкова, тяжеловеса из 90-х, вряд ли будут актуальными. За последние 20 лет руководители субъектов РФ из полновластных хозяев своих областей и важных фигур федеральной политической сцены превратились в технических распределителей бюджетных средств и кураторов малого и среднего бизнеса, главную опасность для которых представляет глава областного ФСБ. Чтобы понять, как изменился статус главы российского региона, мы поговорили с десятком губернаторов разных призывов — от первого ельцинского до последнего путинского.

Первый призыв

«Это просто кошмар был, а не жизнь», — вспоминает в разговоре с Republic работу губернатором Свердловской области Эдуард Россель, еще один тяжеловес 90-х. Карьера бывшего руководителя строительного треста Росселя типична для сильного российского губернатора первого призыва. По большей части это были выходцы из партийной или производственной номенклатуры, занявшие должности глав областных администраций в 1989–1991 годах. Те из них, кто смог пережить кризис 1993 года, выбрать правильную сторону во время президентских выборов 1996-го и перехода власти в 1999-м, получили шанс сохранить должности до 2010-х — в обмен на молчаливое согласие на сокращение их полномочий.

Россель, возглавивший Свердловскую область в 1990 году, летом 1993 года стал одним из символов российского регионального сепаратизма, объявив о создании Уральской республики. Губернатор провел в области референдум, на котором 80% высказались за суверенитет. Выходить из состава России республика не собиралась, но Москве в случае противодействия Россель напрямую угрожал приостановить отчисления в федеральный бюджет. Заявление о готовности войти в состав республики подписали главы других уральских областей — Челябинской, Пермской, Оренбургской и Курганской — с общей долей в российском промышленном производстве 15%, а в сборе налогов — 18,3%.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.