Дата
Автор
Кирилл Соловьев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Идеи превыше всего. Как российская политическая культура сделала революцию неизбежной


К столетию 1917 года мы попросили историков-специалистов по той эпохе рассказать о причинах и обстоятельствах развития революционных событий, которые остаются актуальными и до сих пор. Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Кирилл Соловьев объясняет, как публичная политическая культура России начала XX века сформировала почву для революции.

Не все политические процессы и явления можно описать языком нормативно-правовых актов. Многое объясняется неписаными правилами, устойчивыми алгоритмами поведения, которые приобретают особое значение для политической системы, находящейся в состоянии сборки, в которой все постоянно меняется. Только так можно адекватно оценить политическую ситуацию в России в преддверии февраля 1917 года.

Люди из «общества»

Нет смысла воспроизводить общеизвестные факты из политической хроники военных лет. Куда важнее определить мировоззренческие и поведенческие доминанты политических игроков того времени. Все они так или иначе принадлежали к «обществу», то есть политически активному образованному меньшинству. «Общество» включало в себя людей разного достатка, происхождения и рода занятий. Принадлежность к нему обусловливалась образованием, кругом общения и чтения, социальным опытом. Всем этим критериям соответствовали и видные земские деятели, и сановники империи — люди, непримиримо друг другу противостоявшие, на самом деле принадлежали к одному кругу и воспроизводили один и тот же алгоритм поведения.

Одна из важнейших доминант политической культуры начала XX века — «направленчество», строгая идеологическая устремленность партий, фракций, общественных групп и даже отдельных персоналий. Это важное свойство политического класса начала XX века не всегда осознается современным исследователем. Представитель «общественности» чаще всего был искренен в своей партийной пристрастности. Иными словами, он свято верил, что лишь один социально-политический проект может быть реализован в России с пользой для дела. Все остальные по меньшей мере ему уступали.

Эти идеологические симпатии влияли и на интерпретацию уже работавших политических институтов. Так, значительная часть правомонархистов хотела видеть в политическом режиме, возникшем после манифеста 17 октября, давшего обществу базовые гражданские свободы и гарантировавшего создание Думы, черты времен царя Алексея Михайловича, когда государь призвал «лучших людей» для совета и помощи.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.