1917 год. В Петрограде пахнет революцией. В Томске иначе...
Ровно сто лет назад «Сибирская жизнь» напечатала отчет о заседании Томской думы. Говорили о критическом положении дел с санитарным состоянием города:
Наступившее тепло ставит вопрос о немедленной очистке улиц и тротуаров от грязи и снега. У многих зданий образовались отвалы навоза, которые достигают изрядных размеров. В дни оттепели воздух в городском пространстве оказался зловонным.
Городская управа доложила депутатам о причинах бедственного положения на улицах Томска:
Из 139 лошадей городского ассенизационного обоза 111 лошадей ежедневно заняты вывозом нечистот из 52 помещений, занятых военным ведомством. И только 28 обозов обслуживают остальные городские здания.
Золотарей катастрофически не хватало, и городские депутаты выступили с требованием скорейшего устройства в Томске хотя бы примитивной канализации, на что градоначальник Павел Ломовицкий ответил коротко:
В данное время бесполезно об этом ходатайствовать.
В последние февральские дни 1917 года томские газеты ничего не сообщают о событиях в Петрограде. Возможно, о грандиозных демонстрациях и военных столкновениях в столице осведомлены губернские власти, но провинциальным обывателям об этом не известно. Страна живет в двух мирах. В одном, столичном — полным ходом идет революция, а в другом, провинциальном — события идут своим чередом, не предвещая скорых больших изменений. Только 28 февраля в «Сибирской жизни» появится Указ Николая II о роспуске IV Государственной Думы и Государственного Совета:
Занятия прекратить с 26 февраля сего года и назначить их возобновление не позднее апреля 1917 года, в зависимости от чрезвычайных обстоятельств.
Император принял решение о досрочном прекращении работы российского парламента, а самое авторитетное сибирское издание этого не комментировало. В те судьбоносные дни из Петрограда и Москвы поступало немного политических новостей. Что же на самом деле происходило в столичных городах?
22 февраля царь отправляется из Петрограда в Могилев в Ставку Верховного главнокомандующего. Перед отъездом Николай II получил заверения министра внутренних дел А.А.Протопопова о том, что ситуация в столице находится под полным полицейским и военным контролем. К усмирению возможных беспорядков части петроградского гарнизона, по мнению министра, тоже были готовы.
23 февраля, в Международный день работниц, на заводе Парвиайнена женщины решили отметить «праздник». После обеденного перерыва они прекратили работу и вышли на улицу. Участницы марша требовали хлеба и увеличения пайка солдатским семьям. К демонстрации присоединились рабочие Выборгской стороны. В колоннах появились лозунги: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!». Путь демонстрантам преградили войска, но приказа открыть стрельбу еще не было.
24 февраля в Петрограде начинается всеобщая забастовка, в которой принимает участие более 200 тысяч человек на 224 предприятиях. К забастовке присоединяются студенты. На улицах собираются толпы митингующих. Вот как вспоминал тот день великий композитор С.Прокофьев, ставший очевидцем событий:
Я пересек Аничков мост и пошел к Литейному. Рабочих было множество. Казаки старались их оттеснить, а толпа прорваться и двинуться к Зимнему дворцу. Иногда из толпы несся крик, но как-то совсем не было страшно. При приближении казаков раздавалось вдруг «браво, казаки!». Я сначала думал, что это велено кричать дворникам и сыщикам, чтобы одобрить казаков, но оказалось, что это кричат рабочие, очевидно, не желая входить в конфликт с собственным войском, в то время, когда идет война с Германией.
Тем временем в Мариинском дворце собралось экстренное совещание Государственного Совета. Приглашенные министры высказали недоумение о причинах народного возмущения из-за продовольственного кризиса.
В столице имеются достаточные запасы муки (420 тысяч пудов). Подвоз происходит в нормальных условиях. Опасения о недостатке хлеба являются совершенно неосновательными.
В Таврическом дворце депутаты IV Государственной Думы принимают решение о немедленной передаче полномочий по продовольственным вопросам петроградскому городскому общественному самоуправлению . Через день император подпишет тот самый Указ о временном роспуске парламента. 24 числа военные власти Петрограда усилили охрану правительственных зданий, мостов, почтамта, телеграфа. Воинскими подразделениями перекрыты центральные улицы.
25 февраля в столице пролилась первая кровь. Был убит митингующий рабочий. А на Знаменской площади толпа до смерти забила лопатами полицейского пристава. Командующий войсками Петроградского военного гарнизона генерал Хабалов отдает приказ о применении оружия при разгоне бунтовщиков.
26 февраля рота лейб-гвардии Волынского полка открыла огонь по демонстрантам, убив 40 и ранив несколько десятков человек. Остановить стихийно вспыхнувшее неповиновение даже после применения оружия не удалось.
27 февраля началось вооруженное восстание. Мятеж подняла учебная команда запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка. Выступление возглавил старший унтер-офицер Т.И.Кирпичников. К «волынцам» присоединились запасные батальоны Литовского и Преображенского полков, других частей гарнизона численностью около 20 тысяч солдат. Мятежники убили несколько офицеров. Всего в Петрограде в те дни погибло не менее 300 человек.
В Москве ничего подобного до поры до времени не происходило. Командующий войсками округа генерал И.И.Мрозовский запретил публиковать в газетах сообщения о беспорядках в Петрограде. Мера не помогла. 28 февраля начнется всеобщая забастовка московских рабочих, а уже 1 марта в городе произойдут первые столкновения.
Напомню, в далеких провинциальных губерниях сведений о февральской революции нет. Обыватели о ней даже не догадываются. В Томске 28 февраля городские депутаты обсуждают создание комитета содействия военным займам. Видные томские банкиры, купцы, профессора считают своим долгом вести разъяснительную работу среди населения о необходимости собирать средства для армии и флота.
Приближается весна. Ее нетерпеливо ждут все уставшие от долгой сибирской зимы. Каждому уже чудится зов природы к теплу и свету.
Это не цитата из заметок натуралиста. Так в газете «Сибирская жизнь» начиналась статья об организации детского летнего досуга. Заметьте — не отдыха. Автор, сто лет назад призывал направлять детскую энергию в «полезное русло».
Молодежь от 12 лет может помогать в уходе за детьми, на покосах и общественных огородах. Подростки могут возить воду и дрова, править изгороди и тротуары.
Губернский кустарный комитет планировал на летний период другую акцию. Общественная организация заявила об экспедиции по сбору бадана на Алтае. На заготовку лекарственного растения приглашались увечные воины, которые «получат возможность заработать и поправить в горах свое здоровье». Инвалиды войны могли обращаться за консультациями в Дом раненных (современная клиника Савиных) по адресу ул. Миллионная. 4 (проспект Ленина).
Как видим, главные политические новости в Сибирь приходили с большим опозданием. Петроградское телеграфное агентство еще контролировалось властями, и все сведения о кровопролитных столкновениях в столице подвергались жесточайшей цензуре. Жителям Томска только предстояло узнать об отречении Николая II от престола, крахе самодержавия и приходе новой власти. О том, как приняли сибиряки эти известия, в следующем выпуске хроник 1917 года.