«Коряги и пеньки»: как в Красноярске обрезают деревья

По мнению красноярцев, деревья после такой «омолаживающей» обрезки больше похожи на коряги. Ландшафтные дизайнеры, которые привыкли деревья превращать в произведения искусства, соглашаются и говорят, что туда, где должен работать художник пустили плотника.
«Буквально вчера с одной моей коллегой общались в нашей профессиональной ландшафтной группе. Она рассказала одну забавную историю о том, как ее дочь ходит на занятия по английскому языку. С ними ходит американец. И его спросили, что его нашем городе больше всего удивляет или раздражает. Человек сказал – обрезка тополей, обрезка деревьев. Потому что не во многих городах обрезают так, как у нас. Что называется "на пенек"», – отметила ландшафтный дизайнер Анна Россинина.
Так обрезают, действительно не во всех городах. И речь сейчас не о столицах европейский стран, а, например, о соседнем Черногорске. Это небольшой город в Хакасии. Кадры сняты еще в 2015 г. и разница очевидна:
О том, что красноярским зеленым насаждениям не хватает эстетики, признают даже те, кто их обрезает. При этом, все правила они, якобы, соблюдают. И, говорят, думают в первую очередь о жителях. Ведь когда крона разрастается – меньше света попадает в квартиру и больше денег тратится на освещение.
«Технология обрезки.. Ну да, может не эстетично, но когда листва начнет распускаться, то все это не будет так сильно заметно», – считает главный инженер Межрайонной правобережной дирекции ГУК «Жилфонд» Александр Чистов.
Внешний вид, это, очевидно, далеко не самое главное. Обрезка производится и для омоложения деревьев. Правда, после работ с бензопилой, часто вместо того, чтобы сбросить год-другой дерево вовсе лишается жизни.
«Неправильная обрезка действительно может привести к гибели деревьев, к их повреждениям и так далее. Все деревья по истечении зимы, как только у них начинается сокодвижение, обследуются на предмет, как они пережили зиму. Фиксируются погибшие, поврежденные, больные», – объяснила пресс-секретарь департамента городского хозяйства Светлана Трушкова.
При этом, в департаменте городского хозяйства подчеркивают: в основном обрезкой в Красноярске занимаются в управлении зеленого строительства, а там работают профессионалы за которыми пристально следят.
Но есть в городе и другие подрядчики. Для них, кажется, многие деревья и не деревья вовсе. Таких лесорубов остановиться призвал даже губернатор.
«Это настолько специфический вопрос, тут не политики, никто не хочет избавляться от тополей вообще, но есть агрономиеские правила. Но конечно, я за то, чтобы людей слушать и понимать, и в тех местах, где это не вызывает неудобства населения, прислушиваться и не трогать такие насаждения», – заявил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский.
В этом вопросе действительно нет никакой политики. Есть лишь правила. Методические рекомендации по формированию крон деревьев и кустарников в структуре городского ландшафта. Подписаны они в 2013 г. главой города после многочисленных жалоб на обрезку.
В частности, там говорится о том, что «все виды лиственных деревьев не требуют ежегодной обрезки. При их формировании следует в основном укорачивать побеги и удалять части отрастающих веточек».
Только после подписания этого документа ничего не изменилось. Научный сотрудник Института леса Валерий Мулява говорит, в нашем городе катастрофически не хватает зелени, и он вместе с опытными коллегами готов подсказать мэрии, как ситуацию исправить. Но чиновники, по словам Валерия, обращаются уже после того, как совершают ошибку.
«У нас есть нормативные документы по обрезке. Конечно, их практически никто не соблюдает. И еще, как я и говорил, нужно к каждому дереву подходить индивидуально, вплоть до того, что делать диагностику.В Москве делается диагностика каждого дерева, но это все упирается в финансы. Диагностика одного дерева стоит порядка 5 тыс. У нас около тысячи только на обрезку идет», – рассказал научный сотрудник Института леса Валерий Мулява.
В мэрии посоветовали жаловаться на обрезку деревьев в полицию или в районную администрацию. Там факт зафиксируют и если обрезали действительно с нарушениями, виновных накажут.
Контроль ведут и в Департаменте муниципального имущества и земельных отношений, но там фиксируют лишь погибшие насаждения, а это значит, что повод узнать правильно резали или нет, появится только после смерти деревьев.