Кто такой Дмитрий Богатов и почему его подозревают в организации массовых беспорядков в Москве 2 апреля
Суд отпустил преподавателя математики под подписку о невыезде
В пятницу, 7 апреля, Пресненский суд Москвы не удовлетворил ходатайство Следственного комитета об аресте Дмитрия Богатова, которого подозревают в призывах к массовым беспорядкам на уличной акции 2 апреля в столице. О его задержании стало известно накануне, 6 апреля. СК подозревает Богатова в том, что он, используя «программы, направленные на сокрытие фактов выхода в интернет», призывал устроить беспорядки в Москве. Причем все эти записи были опубликованы не под именем подозреваемого. «Медуза» рассказывает, кто такой Богатов и как его пытались арестовать.
Заседание началось около пяти вечера, через 15 минут после закрытия здания суда — рабочий день закончился. Судья Евгений Найденов рассматривал ходатайство Следственного комитета об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Дмитрия Богатова.
Богатова, 25-летнего преподавателя математики в Московской финансово-юридической академии (МФЮА), привели в зал в наручниках, во время процесса он находился в клетке, за решеткой. Его адвокат Алексей Тепцов успел поговорить со своим подзащитным до прихода судьи. На свою жену, которая тоже пришла в суд, Богатов лишь смотрел, не произнося ни слова.
Подозреваемый окончил механико-математический факультет МГУ, получил ученую степень на физическом факультете в Московском государственном педагогическом университете. Работал в российском представительстве Samsung разработчиком программного обеспечения, а также в компании Skontel, где занимался полным циклом однофотонных детекторов сверхпроводников. С 2014 года преподает математику в МФЮА. Богатов называет себя «разработчиком —адептом свободного программного обеспечения».
Следователь Ракилов из 1-го управления по расследованию особо важных дел СК заявил, что 30 марта было возбуждено уголовное дело по статье 212 часть 3 — призыв к массовым беспорядкам. Подозреваемым по нему проходит Дмитрий Богатов — якобы он пытался спровоцировать массовые беспорядки 2 апреля в Москве. Тогда на Манежной площади прошло некое подобие несанкционированной акции; ответственность за ее организацию никто не взял, 31 человек был задержан.
Во время заседания Ракилов зачитал выдержки из «статей», которые, по версии следствия, Богатов опубликовал в одной из соцсетей (в какой именно, не уточнялось), причем под именем Айрат Баширов. С их помощью Богатов якобы и призывал к массовым беспорядкам. Следователь цитировал: «Тряпки, бутылки, бензин, скипидар, пенопласт»; говорил, что Богатов требовал «системных изменений в стране», грозился, что «насилие неизбежно». Следователь и поддержавший его прокурор Климент Юрзицкий потребовали, чтобы суд отправил Богатова под арест: если он останется на свободе, то продолжит свою деятельность, а также может уничтожить доказательства своей вины, угрожать свидетелям и даже скрыться.
«Призывы к массовым беспорядкам влекут за собой социальную напряженность в обществе, поэтому один из их инициаторов должен находиться под стражей», — сказал прокурор. Он также уточнил, что при размещении своих статей Богатов использовал специальные программы, «направленные на сокрытие фактов выхода в интернет».
Адвокат Алексей Тепцов напомнил суду, что дело было возбуждено по статье небольшой тяжести — она предусматривает до двух лет лишении свободы — а значит, заключение под стражу в качестве меры пресечения просто не должно применяться. «Богатов не собирается скрываться, — сказал защитник. — Мы предлагали передать его заграничный паспорт следователям, но они не изъявили желания».
Что касается возможных угроз свидетелям, Тепцов указал, что его клиент о них ничего не знает: «Да и какие здесь могут быть свидетели, если преступление заключается в размещении материалов в интернете при помощи компьютерной техники». Он также рассказал, что те материалы, которые были размещены на странице Айрата Баширова, выложены в сеть с нескольких IP-адресов — и только один из них принадлежит персональному компьютеру Богатова. Почему так получилось — адвокату неизвестно. Он призвал суд определить, кем были размещены данные материалы.
Сам Богатов попросил судью не арестовывать его и сказал, что, в принципе, он согласен на домашний арест.
Судья уточнил у следователя, было ли предъявлено обвинение; Ракилов ответил, что этого еще не произошло. «Пока дело возбуждено по статье 212 части 3, но если что, будем предъявлять еще», — настаивал следователь.
В итоге судья отклонил ходатайство СК и освободил Богатова под подписку о невыезде. Однако зал суда подозреваемый все равно покинул в наручниках и с охраной. «Богатова отпустят из ИВС, после оформления подписки о невыезде там», — рассказал «Медузе» его адвокат. Правда, по состоянию на 20:30 Богатов все еще не был на свободе. Тепцов остался доволен решением суда: «Суд отреагировал правильно на незаконные требования следователей».
Защитник также уточнил, что Богатов не размещал никаких призывов к массовым беспорядкам, а аккаунт Айрата Баширова впервые увидел во время следственных действий. «Дмитрий не участвовал в акциях 26 марта и 2 апреля. Органы следствия заблуждаются в его отношении. Компьютерные и технические экспертизы расставят все на свои места», — полагает адвокат.
Саша Сулим