В России начали блокировать Zello. Что это и кто от этого пострадает?
Вопросы и ответы о приложении, которым пользуются протестующие дальнобойщики
Вечером 12 апреля Роскомнадзор начал блокировку приложения Zello — оно имитирует работу рации и позволяет обмениваться голосовыми сообщениями в интернете. Zello популярно у дальнобойщиков, которые используют приложение, в частности, для координации протестных акций против системы «Платон». В компании, впрочем, считают, что блокировка связана не с акцией водителей, а с отказом Zello выполнять требования Роскомнадзора. «Медуза» рассказывает о блокировке приложения Zello в вопросах и ответах.
Что такое Zello?
Это приложение для обмена голосовыми сообщениями в интернете. Zello работает по принципу push-to-talk, симулируя работу рации. Штаб-квартира компании Zello находится в Остине (штат Техас). Создатель и технический директор Zello — Алексей Гаврилов. Он рассказал «Медузе», что по всему миру приложением пользуются около 4 миллионов человек, в России к апрелю 2017 года насчитывалось 400 тысяч активных пользователей.
Кто пользуется приложением?
В компании Zello говорят, что приложение также используется «для поисково-спасательных работ, в службах такси, для помощи граждан правоохранительным органам, организации мирных протестов, обсуждения общественно-важных тем, поиска друзей и общения». В России Zello популярно у водителей-дальнобойщиков, в том числе тех, кто протестует против системы сбора платежей «Платон». Так, у одного из популярных каналов для водителей «Трасса» более 400 тысяч подписчиков. Zello также используют пророссийские сепаратисты на Украине и члены запрещенной на территории России экстремистской организации «Исламское государство».
Когда начали блокировать Zello?
Российские интернет-провайдеры начали блокировать приложение 12 апреля — о начале блокировок компания сообщила в своем блоге. Официальная причина блокировки — невыполнение требований федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (149-ФЗ). Речь идет об обязанности внести сервис в реестр так называемых «организаторов распространения информации» (под определение попадают мессенджеры, соцсети, форумы), хранить логи переписки и персональные данные пользователей в течение года, а копии сообщений — в течение полугода, и предоставлять их по требованию правоохранительных органов вместе с ключами шифрования.
То есть протесты дальнобойщиков ни при чем?
Очень может быть. Всероссийские акции протеста против системы «Платон» начались 27 марта. Роскомнадзор поручил провайдерам блокировать сервера Zello 10 апреля. Однако, по утверждению регулятора, предупреждение самой компании о том, что ей грозит блокировка, было отправлено 15 марта, то есть почти за две недели до начала протестов. Это подтвердил в интервью «Медузе» техдиректор Zello Алексей Гаврилов. При этом дальнобойщики бастуют против системы «Платон» с конца 2015 года; к этому моменту приложение уже стало популярным средством связи у водителей.
Почему Zello не стала регистрироваться в России?
Как заявил Алексей Гаврилов, руководство компании сочло требования российского законодательства в области распространения информации бессмысленными. «Требования это закона невозможно выполнить, — пояснил Гаврилов. — В Роскомнадзоре нам, кстати, сказали, что нужно только зарегистрироваться — и больше с нас ничего не будут требовать. Верить в это наивно. К тому же, пользователи скажут: „Zello зарегистрировался, будет сливать данные ФСБ“. Мы не будем, но попробуй это объясни».
Что говорят в Zello о блокировке приложения?
По словам Алексея Гаврилова, в компании пока не заметили «сколь либо значительного снижения числа пользователей или уровня их активности». Zello рекомендовала пользователям подключаться через VPN. При этом большинство российских пользователей по-прежнему могут использовать приложение без VPN — просто при этом не работают некоторые функции. По словам Гаврилова, убытков после блокировки компания не понесла, так как Zello монетизируется за счет корпоративных клиентов, которые покупают не связанный с приложением продукт Zello enterprise server.
Евгений Берг