Дата
Автор
Илья Азар
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Кулий, Зимовец, Шпаков, Косых

Дело о нападениях на полицейских 26 марта ведет бригада «болотных» следователей — теми же методами. Что известно об арестованных?

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

13 апреля Следственный комитет сообщил об аресте четырех участников несанкционированного митинга «Он нам не Димон», который прошел 26 марта в Москве. Всех четырех арестовали на два месяца, они обвиняются в «применении насилия в отношении представителя власти» по ч. 1 ст. 318 УК РФ.

28 марта на два месяца под стражу был заключен Александр Шпаков, 1 апреля — Станислав Зимовец, 6 апреля — Юрий Кулий, а 13 апреля Андрей Косых, уточнили в Басманном суде. Следственный комитет сообщил, что Кулий и Косых «добровольно дали подробные показания по обстоятельствам преступлений и признали вину в полном объеме».

В Басманном суде «Новой газете» сообщили, что адвокаты двоих арестованных — Кулия и Шпакова — подали апелляции на меру пресечения и что интересы Кулия представляют адвокаты Гриднев, Рудый и Алексей Липцер, а Шпакова — Спевак.

Арестованный Юрий Кулий

Адвокат Липцер (он ранее защищал оппозиционного активиста Ильдара Дадина) рассказал «Новой газете», что вступил в дело только 12 апреля — на него вышла мать Кулия.

27-летний Кулий — актер, родом из Волгограда, учился в московском Институте современного искусства, и как минимум пять раз пытался поступить в ГИТИС. «Евстигнеев семь лет поступал, Панин четыре года поступал именно в ГИТИС, так что нормуль, прорвемся», — рассказывал он. Кулий снимался в эпизодических ролях в двух сериалах — «Потапов, к доске» 2007 года и «Учителя» 2014 года.

Юрий Кулий. Из досье театральной мастерской EUROPEтеатр

«Кулий занимается чем-то в киноиндустрии, сюжеты пишет, помогает режиссерам, на избрании меры пресечения приобщали к делу благодарность от [актера Константина] Хабенского», — говорит Липцер.

По словам адвоката, на акцию 26 марта Кулий ходил «посмотреть, как это выглядит, ради личного интереса». Задержали же Кулия на Пушкинской площади, потому что «он пытался помочь дедушке, на которого навалился омоновец». «Он пытался деда поднять, потом началась заваруха, и омоновец начал деда, которому на вид было лет 70, скручивать, и Кулий пытался его вытащить», — рассказывает адвокат.

Пушинская площадь, 26 марта. Полиция жестко задержала пожилого человека на антикоррупционной акции. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Задержали Кулия 4 апреля. На первом допросе в присутствии адвоката по назначению он отказался признать вину. «Потом с ним провели очную ставку с потерпевшим омоновцем Гавриловым (как известно, он уже проходил потерпевшим по уголовному делу о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 годаРед.), а уже 5 апреля, накануне избрания меры пресечения, его еще раз допросили, уже в качестве обвиняемого, и он дал признательные показания по 318-й», — говорит Липцер.

Кулий признался адвокату, что следователи обещали в этом случае выпустить его под подписку о невыезде, и на заседании по избранию меры пресечения прокурор даже просил судью Евгению Николаеву отпустить Кулия под домашний арест, однако этого не произошло.

Суть претензий потерпевшего полицейского в том, что Кулий «больно схватил его за руку в районе плеча, сжал ее, чем причинил ему страдания», рассказывает адвокат. 6 апреля Кулия арестовал Басманный суд, и он находился в ИВС на Петровке.

После этого Кулия допрашивали уже в присутствии Липцера. «Его спрашивали по окружающей обстановке и действиям других лиц — кто и что делал, нападал ли на полицию. Показывали видео. Он сказал, что не видел, чтобы кто-то еще бил сотрудников полиции», — говорит адвокат.

Еще три арестованных

Известен адвокат другого арестованного — Шпакова. Однако фамилию Спевак «никто в тусовке не знает», сказал «Новой» главред сайта «ОВД-инфо» Григорий Охотин. Один из друзей Шпакова подтвердил «Би-би-си», что тот ездил на митинг 26 марта. По версии Следственного комитета, на Тверской улице Шпаков пытался открыть дверь автозака с задержанными и несколько раз ударил кулаками полицейского по лицу.

Липцер рассказал, что Кулий видел Шпакова в ИВС. «Тот говорил, что оказался в полной изоляции, просил оказать помощь, найти адвоката. Шпаков утверждал, что был вместе с Навальным около автозака и просил рассказать про него Навальному, так как уверен, что Навальный его вспомнит». Юрист ФБК Иван Жданов сказал «Новой», что пока делом Шпакова у Навального не занимаются, но если будет нужно, обязательно помогут.

Еще по двоим обвиняемым апелляции не подавали, и в Басманном суде назвать их адвокатов затруднились. Один из арестованных, Станислав Зимовец, активно ведет социальные сети. На его странице во «ВКонтакте» есть фотография от 26 марта из автозака и статус: «Меня, 26 [марта] загребли на Тверской, пока загребали неплохо попинали мамоновцы, но было круто)))».

Скриншот из «Вконтакте» Станислава Зимовца

Он живет в Волгограде и, судя по его записям и репостам, поддерживает националистов.

Знакомая Зимовца Елена Самошина рассказала «Новой», что «года три назад в Волгограде шла с ним в одной колонне на митинге 1 мая», но он «вроде националист». Другой его знакомый, Игорь Вышегородцев, сказал «Новой», что Зимовец — «парень хороший, любящий родину, фанатично, что само по себе неплохо, но за счет фанатизма легко поддающийся влиянию нехороших людей». Он добавил: «Мы были знакомы по работе, два месяца жили вместе, но выяснилось, что не все взгляды на жизнь одинаковые. Он националист, но не нацист». Родственников Зимовца пока найти не удалось.

На сайте Следственного комитета сообщается, что «находясь вблизи Пушкинской площади, Зимовец бросил кирпич в спину сотрудника Росгвардии, после этого скрылся в толпе, переоделся с целью конспирации, спрятал куртку в рюкзак, достал травматический пистолет и вернулся к месту событий, продолжая провоцировать присутствующих на незаконные действия».

Про четвертого арестованного — Андрея Косых — ничего не известно, кроме того, что его обвиняют в том, что он якобы «ударил полицейского у перехода метро Тверская, затем уже в районе улицы Малая Дмитровка ударил другого полицейского ногой в голову».

Новое «болотное дело»

Пока непонятно, будет ли следствие раскручивать дело о массовых беспорядках, аналогичное «Болотному делу», где потерпевшими также значились сотрудники ОМОНа. По данным «ОВД-Инфо», «оперативники недвусмысленно давали понять допрашиваемым [по акции 26 марта], что готовят новое «Болотное дело». Охотин считает, что это второе «Болотное дело», просто модифицированное.

Липцер считает, что учитывая дополнительный допрос Кулия, это возможно. «Следователи об этом не говорили, но были настроены получить показания на других. Кроме того, окончательное обвинение Кулию должны были предъявить еще вчера, и вроде бы они намеревались поскорее отправить дело в прокуратуру. Но в итоге сослались на трудности с конвоем, отложили на следующую неделю, так что, может, ему что-то еще вменят», — говорит Липцер.

Работающий по «Болотному делу» адвокат Сергей Панченко сказал «Новой», что дело с четырьмя арестованными по 318-й статье «похоже на новое «Болотное». «Пока речь не идет о массовых беспорядках, но они обойдутся спокойно и хулиганством с посягательством на здоровье сотрудников правоохранительных органов. Видимо, будет такая же, как и по событиям на Болотной, отработка всех возможных интересных людей [с митинга 26 марта]. Технология работы меняться не будет, тем более что занимается новым делом та же команда следователей, что ведет и «Болотное дело». Опыт есть», — сказал Панченко.