Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Мысль как булыжник. Апрельские тезисы Ленина и современная политика


В.И. Ленин на Театральной площади перед войсками, идущими на фронт, 1920. Фото: ТАСС

В конце 1916 года Владимир Ленин, находившийся тогда в эмиграции в Цюрихе, признался в беседе с молодым товарищем по борьбе, мол, мы, «старики» (Ленину тогда было 46 лет), следующей революции в России при своей жизни не увидим, но она непременно будет — и вот вам посчастливится ее и лицезреть и делать. Конечно, разглядеть издалека во всех деталях кризис Российской империи было невозможно, но вообще казалось, и не только Ленину, что рухнет она еще не скоро. Кто мог предугадать, что в феврале 1917-го «Русь слиняет за два дня», как в «Апокалипсисе нашего времени» написал Василий Розанов? Никто.

Примерно на то же время приходится еще один разговор Ленина — с юным румынским революционным поэтом Валериу Марку. Ленин говорит: «Я, конечно же, недостаточно радикален. Да и человек не может быть радикалом в достаточной мере. Иными словами, степень своего радикализма следует сопоставлять с самой реальностью, а потому пусть дьявол и глупцы беспокоятся о чьей-то степени радикализма». Примерно через полгода, в апреле 1917-го, уже никто не рискнул бы обвинить Ленина в недостатке радикализма. Зато его вполне можно было бы заподозрить в непоследовательности. Ведь если в радикализме надо следовать за самой реальностью, то в апреле семнадцатого все перевернулось вверх дном, и это теперь российская реальность отчаянно пыталась угнаться за Лениным. Броневиком, на котором вождь большевиков умчался вперед от действительности третьего месяца второй русской революции, были «Апрельские тезисы». В этом году им исполнилось сто лет.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.