«Кинохроники Красноярья»: беседа Виктора Астафьева с Валентином Курбатовым (1994 г.)

После перестройки в стране опять вспомнили о духовных ценностях и о церкви, носителями которых она когда-то была.
И Виктор Астафьев и его друг Валентин Курбатов констатировали тогда: советская власть с 1917 г., разрушив до основания все, навязала свои заповеди.
«Никогда не достигла столько поучительства мысль человеческая, литература, культура, как при советской власти, учили в хвост и в гриву. Все кому не лень! Начиная с детского садика, в школе уж естественно и наконец-то нашли образцы поучения: "Как закалялась сталь", которая заменила и Евангелие, и все остальное. Книги с упрощенной моралью», – говорил Виктор Астафьев.
Коммунисты со своей моралью, со слов Виктора Петровича, десятилетиями внушали мысль – вечно живой может быть только Ленин, все остальные – смертны, в итоге их закопают.
«Такой подарок сделали атеисты совершенно неготовому человечеству, которому тысячелетиями внушали, что получат Царство небесное, что здесь отмучаются, над ним будут ангелы небесные летать, поэтому он легко умирал. И вдруг ему сказали: ничего подобного, хоть комиссар, хоть рядовой – протухнут, правда, комиссара только на сухое место положат, а рядового просто свалят в яму».
Противоречия в обществе, недоумение коснулись в первую очередь поколения фронтовиков, к которому принадлежал и сам Астафьев.
«Не уважают – иногда правильно не уважают. Пренебрегают – это плохо. Не кормят – еще хуже. Все-таки заработали мы право на кормежку. На внимание определенное, как ко всякой старости. Тем более заслуженной старости, пострадавшей».
Друзья Астафьев и Курбатов констатировали – большевизм уничтожил не только учение Христово, слово Христово, но и слово вообще.
Писатель каялся – работая в газете и на радио несколько лет, он тоже лично уничтожал родное слово.
«Я занимался тем, что ежедневно осквернял свое родное слово, изначальное слово. А потом этим словом я изображал большевистские мысли, большевистские лозунги, большевистские требования... То есть я утверждал каждый день ложь, основанную на ученьях Христа. Вот ведь чудовищно!».
Виктор Астафьев и Валентин Курбатов дружили почти 30 лет. И дискуссии – что же будет с Родиной и с нами – вели бесконечно.
После смерти писателя в 2002 г. вышла книга их переписки «Крест бесконечный», которую тут же окрестили «последним эпистолярным романом в русской литературе».
Подписывайтесь на страницу Новостей ТВК в Telegram.
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах