Край в огне: почему сибирякам приходится сражаться со стихией «один на один»

Между тем, чиновникам Манского района, где в одной из деревень из-за пала травы сгорело 18 домов, уже грозит уголовное дело.
Напомним, в обед 27 апреля вспыхнуло прилегающее к селению поле, а уже через 20 мин. ветер пригнал огонь в деревню и стихия начала сметать все на своем пути.
Местные жители попытались отстоять дома. Но бороться с огнем подручными средствами было невозможно.
«Мы сразу поняли, что огонь сейчас придет в деревню. Саша давай звонить в пожарку, ему ответили, что пожарные на вызове. Ну мы тут схватили грабли, чтобы хотя бы задержать маленько. А там, как только мы выехали к той дороге, там уже огонь шел», – вспоминает жительница деревни д. Белогорка Александра.
Сейчас следователи выясняют, производилась в деревне противопожарная опашка полей и если нет, то почему.
В эти же сухие апрельские дни подобная ситуация возникла и в садовых обществах Железногорска, где горели целые улицы.
Пламя от лесного пожара вплотную подбиралось к жилым домам, улицы заволокло едким дымом. В самом городе горели садовые участки.
Все опять началось с пала сухой травы. По словам дачников, одновременно горели несколько садовых обществ и пожарных расчетов не хватало.
В едком дыму люди метались по огородам, пытаясь затушить пламя своими силами.
Несколько дачных улиц превратились в пепелище. Среди людей жертв удалось избежать.
«Вся улица помогала тушить: землю кидали, бочки с водой. В этот момент воды не было у нас, не включена. Мы с колонки накачали воды сколько могли. Но я считаю, что в таких случаях пожарных машин должно быть много. Я понимаю, что горели и другие участки. Но надо предполагать, что раз в год у нас такая ситуация», – рассказала жительница Железногорска Галина Шевцова.
Два года назад жуткое пламя объяло соседнюю Хакасию. Там в огне погибли 32 человека, сгорело 1 тыс. 300 жилых домов, сотни семей остались без крова. А начиналось все также – с загоревшейся травы.
Судя по всему, опыт Хакасии никто не усвоил. В этом году с середины апреля в окрестностях Красноярска не прекращаются палы не только на бесхозных землях, но и на дачных участках, где люди без зазрения совести сжигают прошлогодний мусор. При этом каждый дачник убежден – он огонь контролирует.
Возможно, также думали и жители д. Белогорка Манского района. Там уже нашли крайнего во всей этой истории.
В поле зрения правоохранителей – местный житель, который страдает психическими отклонениями и не всегда отвечает за свои поступки.
В администрации района уверяют: противопожарная опашка полей, не их зона ответственности. А все, что входит в их полномочия – проводить секторы и заседания комиссий по ликвидации ЧС.
«Нам было дано указание провести еще одно заседание, где были поставлены дополнительные задачи, приняты дополнительные меры по недопущению предупреждению подобных ситуаций», – заявил глава администрации Манского района Николай Козелепов.
Но в Следственном комитете посчитали, что чиновники слишком халатно отнеслись к своей работе.
«Следственными органами инициировано проведение доследственной проверки на установление в действии должностных лиц администрации Шалинского сельского совета признаков состава преступления предусмотренного статьей 293 УК "Халатность", выразившейся в необеспечении мер пожарной безопасности населенных пунктов», – отметила старший помощник руководителя ГСУ СК по краю Ольга Шаманская.
Еще одна проблема, на которую указывают погорельцы – это недостаточное количество техники для тушения пожаров в деревнях.
В МЧС поясняют, все по регламенту: в сельской местности расчет должен прибывать из депо на место возгорания за 20 мин. Если машина едет с другого пожара, то может и задержаться. И это в рамках правил.
Увеличивать количество техники, отмечают в ведомстве, экономически нецелесообразно. Логичнее и продуктивнее, по мнению спасателей, создавать в районах добровольные пожарные дружины.
«Сейчас из подразделений МЧС России высвобождается техника, которая отслужила свой срок, но она с учетом той плановости и ремонтов, находится в хорошем состоянии, и мы активно передаем ее в муниципалитеты. Вот-вот в министерстве должно быть принято решение еще по одному списку пожарной техники, подготовленному к передаче», – рассказали замначальника ГУ МЧС по Красноярскому краю Алексей Богданов.
Пока МЧС делает ставку на помощь добровольцев, местные власти уповают на сознательность владельцев сельхозугодий, которые не будут жечь траву. А людям остается надеяться, что чужие шутки с огнем не обернутся очередной трагедией.