Как прошел митинг против сноса пятиэтажек в Москве и как не пустили на сцену Алексея Навального. Репортаж «Медузы»
14 мая в Москве на проспекте Академика Сахарова прошел митинг против принятия закона о реновации, по которому мэрия планирует отправить под снос 4,5 тысячи жилых домов. Акция собрала около 20 тысяч человек (по данным движения «Белый счетчик»; ГУ МВД по Москве оценивало численность участников в 5-8 тысяч человек). Пришедшие настаивали, что закон принимается ради коррупционных интересов застройщиков и властей. Прошедшая на Сахарова акция благодаря усилиям организаторов оказалась почти полностью деполитизирована. Настолько, что получился скандал — полиция вывела с митинга оппозиционного политика Алексея Навального и его семью. На митинге против сноса домов был корреспондент «Медузы» Евгений Берг.
«Пионеров этих нагнали! — кивнула женщина на полицейских у рамок металлоискателей. — Они даже не жители нашего города».
Женщине не нравилась скорость, с которой очередь в пару тысяч человек двигалась через вход на митинг против реновации на проспекте Академика Сахарова. В два часа дня тут собралось не меньше двадцати тысяч человек — требовать снятия с рассмотрения законопроект о реновации (или «хреновации», как ее назвали участники митинга) ветхого жилья в Москве. В случае его принятия мэрия будет вправе снести любой жилой дом (не только ветхий), если большинство его жителей это поддержат. В списках, опубликованных мэрией 2 мая, в зону реновации попало 4,5 тысячи домов; в них живут около 800 тысяч москвичей.
Накануне митинга оргкомитет (в него входили семь человек — три политика и четыре гражданские активистки) попросил участников воздержаться от политических лозунгов и партийной агитации. «Мы преодолеем разногласия и спасем Москву! Оставим на один день наши идеологические и политические предпочтения!» — звучало со сцены. Участники, в основном, послушались — над головами развевалось много флагов, но на всех была районная геральдика. Митингующие с удовольствием демонстрировали свою территориальную принадлежность с помощью плакатов — «Москворечье-Сабурово против закона», «Руки прочь от Тверского района». Жители Пресни надели пионерские галстуки и красные косынки, москвичи из Царицыно — зеленые бейсболки. Приветливая женщина раздавала листовки с лозунгом «Не дадим снести Щукино», размещенном поверх фотографии усатого мужчины с полутораметровой рыбиной в руках. «Мой личный муж», — не без гордости отметила она.
Многие участники принесли с собой шаржи на мэра Москвы Сергея Собянина. Не реже встречался олень, перечеркнутый красной чертой, или просто отмеченный подошвой сапога на заду — москвичи припомнили мэру его сибирское происхождение. «Собянина — в отставку!», — то и дело звучало со сцены, и толпа с энтузиазмом подхватывала этот лозунг — без сомнения, самый популярный на этом митинге. Еще один источник вдохновения — Великая Отечественная война; некоторые митингующие прикрепили на транспаранты миниатюрное Знамя Победы, мужчина в красной кепке держал картонку с надписью «За Родину! За Сталинку!» и нарисованной гвардейской лентой.
Выступающие были менее остроумны, чем участники; жители разных районов, архитекторы и юристы, в основном, цитировали друг друга.
«В местах, где построят новые дома, количество жителей увеличится в пять раз! Инфраструктура не выдержит», — возмущался градостроитель Марк Гурари.
«Закон противоречит Конституции! Вашу собственность буду сносить в зависимости от решения соседей», — говорила соорганизатор митинга и депутат Мосгордумы от КПРФ Елена Шувалова.
«Никакие поправки не поправят закон, ведь нельзя поправить непоправимое!» — кричала член Общественного экологического совета Москвы Алина Енгалычева.
Разнообразие внесли две представительницы столичного правительства, которые тоже попросили дать им слова (организаторы согласились, потому что «Москва — интеллигентный город»). Их имен разобрать не удалось — как только женщины поднялись на сцену, многотысячная толпа со злостью засвистела и начала скандировать: «В отставку!». Ни единого слова из трехминтуного выступления чиновниц в толпе перед сценой никто так и не услышал.
Организаторы митинга объявили перерыв. «Но вы никуда не расходитесь! Тем более, что и расходиться некуда. Позади Москва», — пронеслось со сцены. Митингующие одобрительно загудели, оценив каламбур.
Зазвучала песня «Moscow calling» группы Gorky Park.
Несмотря на просьбы организаторов митинга, без политики не обошлось. Метрах в ста от сцены представители общественного движения «Левый блок» устроили свой митинг — развернули баннер: «Мир — хрущевкам, война — рублевкам» и с помощью громкоговорителя пытались докричаться до москвичей. «Когда же вы очнетесь? Вам надо, чтобы ваших детей в лагеря забирали?!», — надрывался мужчина в темных очках. Присутствие политической агитации на как бы не политическом митинге члены движения объяснили просто: «Мы революционеры! И коммунисты».
Заметны были флаги незарегистрированной «Партии прогресса» политика Алексея Навального — их держали около полутора десятков сторонников оппозиционера.
— Ну… у всех же тут есть флаги. А мы почему нет? — оправдался молодой человек с бородой как у Солженицына.
— У вас флаг политической партии.
— А мы не партия. Мы незарегистрированы, — нашелся парень. Но потом все-таки добавил: «Политизация проблем ведет к их разрешению».
Привести убедительный пример он затруднился.
Сам Навальный тоже был на митинге, он просто стоял в толпе. О его присутствии многие митингующие узнали, когда еще один организатор акции Елена Шувалова в микрофон объявила, что «происходит что-то ужасное». «Оставьте его! Оставьте Алексея Навального в покое!» — крикнула она. Толпа полицейских в этот момент выводила политика вместе с женой и сыном Захаром за ограждения.
Как написала в этот момент в фейсбуке журналистка Znak.com и член оргкомитета митинга Екатерина Винокурова, Навальный повел себя «некрасиво» — стал «прорываться на сцену», хотя «к митингу отношения не имел». Оппозиционер в блоге рассказал, что выступить его попросил другой член оргкомитета — Юлия Галямина.
Член оргкомитета и коммунистка Елена Шувалова разъяснила «Медузе», что накануне акции организаторы специально обратились к ряду политиков (она не уточнила, каких) и попросили их «не участвовать [не выступать]», чтобы не политизировать митинг. «Не послушался ровно один человек — [оппозиционер и бывший депутат Госдумы] Дмитрий Гудков, который пошел к сцене», — заявила Шувалова.
Сам Гудков рассказал «Медузе», что накануне митинга еще одна участница оргкомитета, активистка Кэри Гуггенбергер по решению большинства в оргкомитете пригласила политика выступить на сцене.
«Я пришел и понял, что у них там раскол. Политики — [член „Яблока“ Юлия] Галямина, [муниципальный депутат Елена] Русакова и [депутат Мосгордумы от КПРФ Елена] Шувалова не хотели, чтобы кто-то [из других политиков] выступал. Я вообще в дурацкой ситуации оказался. Когда я собирался выходить… было, в общем, видно, что организаторы не синхронно действуют. Параллельно увидел, как выводят Навального. И еще другие политики стоят [в толпе] — Григорий Явлинский, Андрей Нечаев — им-то слова не дают. В знак солидарности просто не стал выступать», — сказал Гудков.
Позвавшая Навального к сцене Юлия Галямина потом рассказала в фейсбуке: «Я побежала как организатор к нему [Навальному] и стала требовать от полиции его отпустить. Но полиция меня не послушала. Рядом стоял замначальника департамента безопасности Москвы и кричал , что я его обманула — не знаю в чем, ведь я ему ничего не обещала».
Еще один организатор митинга, бывший пресс-секретарь партии «Гражданская платформа» Татьяна Кособокова сказала «Медузе»: «Навального удалили из зоны, где он не мог находится. Это зона прессы, сцены, там был строго оговоренный список, который был у [службы] безопасности. В этом списке Навального не было». При этом на видео из группы «Московский активист» в фейсбуке видно, что Кособокова принимала участие в переговорах о том, пустить Навального на сцену или нет.
Под конец митинга на сцену поднялся один из администраторов группы в фейсбуке «Москвичи против сноса» — с нее начиналось объединение несогласных с реновацией жителей города. «Наше мероприятие настолько большое, что волей-неволей превращается в политическое. В сентябре выборы муниципальных депутатов Москвы. Приходите на них! Голосуйте только за тех, кто зарекомендовал себя! И еще — я помню протесты в 2011-м и 2012-м годах. Тогда весь пар ушел в свисток. Пожалуйста, прошу вас, сделайте так, чтобы сейчас не произошло такого же», — говорил он.
Публика сдержанно аплодировала.
Евгений Берг