Дата
Автор
Полина Потапова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Исследователь РПЦ Николай Митрохин: «Россия религиозна, но не православна»


Русская православная церковь остается влиятельным институтом. На прошлой неделе суд приговорил к трем с половиной годам условно блогера Руслана Соколовского, который ловил в церкви покемонов. Он назвал Иисуса Христа покемоном, это признали оскорблением чувств верующих. Подобные дела не редкость: россияне уже не раз привлекались к суду за критические записи по отношению к церкви и ее представителям. При этом во многих школах ввели изучение основ православной культуры, а церковные праздники отмечаются с размахом по всей России. Ассоциированный научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете (Германия) Николай Митрохин с середины 1990-х годов изучает экономику церкви и ее современный уклад. Мы поговорили с ним о том, как и почему в России трансформируется отношение к религии, о митрополитах, накопивших на виллы в Испании, и об ошибках патриарха Кирилла.

– Каково сейчас финансовое положение РПЦ? Кажется, намного лучше, чем было в девяностые.

– Разумеется, лучше. Средние зарплаты выше, экономика России в абсолютных цифрах выросла. Следовательно, та часть общественного достояния, которая перераспределяется в пользу РПЦ, выше, чем это было в 90-е годы. Государство активно поддерживает деньгами руководство церкви – с помощью программ, которые оно придумывает якобы для развития своих региональных и местных структур. Еще есть деньги, которые привлекаются у различных игроков на региональном уровне, – местные администрации и госкомпании тратят на специальные программы постройки храмов или поддержки православных инициатив. Вовлечены действительно довольно серьезные средства. Но совершенно невозможно понять, какая часть из этих денег тратится на церковные нужды, а какая оседает в карманах лиц, действующих от лица церкви.

– В начале нулевых вы оценивали суммарный годовой оборот наличности всех приходов РПЦ в России в $100 млн. Изменились ли цифры сейчас?

– Он вырос в несколько раз, но точную сумму его рассчитать невозможно. Минимальная оценка – $500 млн – $1 млрд, но эти деньги не консолидируются, а разбросаны по тысячам юридических лиц и частных карманов. Да и что такое миллиард долларов в современной России? Проложить одну нитку трубопровода через Черное море стоит $4,3 млрд. Общий бюджет Московской патриархии, руководящей структуры РПЦ, почти равен общему бюджету Российского футбольного союза (РФС) – это примерно по 3 млрд рублей в 2015–2016 годах. Треть денег обе организации зарабатывают сами, в том числе они поступают снизу (от епархий или от клубов соответственно), а в остальном – за счет государственной поддержки. Думаю, в РФС можно тоже найти много всяких интересных вещей по финансированию, упрятыванию денег, фальсифицированным контрактам и тому подобное. Но, конечно, бюджету РПЦ уделяется гораздо больше общественного внимания.

С экономической точки зрения РПЦ – нишевый бизнес, подобных которому в России довольно много. И он среди них далеко не самый масштабный. Но он существует, и у него есть бенефициары. Некоторым удается заработать достаточно, чтобы уехать в теплые края и коротать там старость. Например, епископ Виктор (Пьянков), глава хозяйственного управления Московской патриархии, с конца 90-х живет во Флориде. Когда я приезжаю в епархию, вечно не могу найти там заслуженных митрополитов. Говорят, что они все время в паломничестве. Подозреваю, что значительная часть из этих пожилых людей уже спокойно себе купили виллы в Испании и там живут, появляясь по месту работы несколько раз в год.

– Это распространенная практика, что священники просто копят себе на достойную старость?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.