Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мы ничего не прячем». Кремлем овладела паранойя секретности?


Владимир Путин. Фото: Aleksey Nikolskyi / Kremlin / RIA Novosti / Reuters

На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении президентский законопроект, добавивший полномочий Федеральной службе охраны (ФСО). Теперь она имеет право засекретить персональные данные чиновников, находящихся под госохраной, включая сведения об их недвижимости и банковских счетах. Как отметил один из руководителей российского отделения Transparency International Илья Шуманов, cам перечень лиц, находящихся под госохраной, является тайной и в любой момент может быть расширен по решению президента, о котором общественность, вероятнее всего, тоже не узнает. По закону «О гостайне» президент наделен исключительным правом ставить гриф секретности на любую информацию, а также наделять соответствующими полномочиями любые должностные лица и органы власти, которые помогут ему в этой ответственной работе.

Тотальная секретность считалась формой советской паранойи. Страсть к конспирологии, по выражению историка Саймона Себага-Монтефиоре, отравляла сознание вождей революции. Она же определяла подходы к внешней и внутренней политике правительства и партии до последних дней СССР. Россия 1990-х подхватила эту эстафету во многом по инерции. Трудно было ожидать, что государственное засекречивание со временем не просто не пойдет на убыль, а, напротив, получит второе дыхание – что власть фактически наладит потоковое производство гостайн. Но именно это происходит в последние годы. «Число засекреченных категорий информации растет, – констатирует правозащитное объединение “Команда 29”, – а новые дела, связанные с государственной тайной, появляются чуть ли не ежемесячно». В каких областях, подконтрольных государству и персонально Владимиру Путину, нарастающая секретность ощущается особенно остро?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.