«Китай» и «честность»: кто стоит за новым акционером «Роснефти»
Вице-премьер КНР Ван Цишань (слева), Владимир Путин и Игорь Сечин, 2009 год. Фото: government.ru
В прошлом году консорциум Glencore и суверенного фонда Катара купил 19,5% акций «Роснефти». Детали сделки были окутаны тайной, зато она принесла российскому бюджету 710,8 млрд рублей. Теперь большую часть купленного тогда пакета у консорциума выкупает китайская CEFC China Energy, или «Хуасинь».
За 14,16% акций «Роснефти» она готова заплатить ориентировочно $9 млрд и дать продавцам 16% премии к среднерыночной цене акций «Роснефти» за последний месяц. Глава «Роснефти» Игорь Сечин очень рад и уже обещает китайцам совместные проекты в Восточной Сибири.
«Хуасинь» станет третьим по величине акционером «Роснефти», уступая лишь российскому государству и BP. Нам стало интересно, кто стоит за этой компанией, и вот что мы узнали:
- «Пользуемся удобным случаем с широкой душой, как океан, возмещающий сотню рек», — такой поэтичный слоган украшает русскоязычную версию сайта «Хуасинь». Там же сказано, что «Хуа» означает «Китай», а «синь» — «честность», которая «лежит в основе духа китайского народа».
- По существу о «Хуасинь» сказано лишь то, что в отличие от других китайских корпораций, приходивших в Россию, это не государственная компания, а частная. Около 98% ее акций принадлежит фонду, основанному господином Е Цзяньмином, а сама «Хуасинь» была создана в 2002 году. Через 12 лет таинственная корпорация ворвалась в список Fortune Global 500. Сейчас ее активы в самых разных секторах (но в основном — в энергетическом) — оцениваются в $22,6 млрд.
- Примечательно, что эта частная компания не только пережила серьезные чистки в китайском ТЭКе, начавшиеся в 2013 году, но примерно в это время начала агрессивно развиваться, отмечает руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев. Именно в это время в китайском ТЭКе шла активная антикоррупционная кампания, которую координировал глава центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Ван Цишань.
- Жертвой этой кампании стал в итоге бывший куратор энергетики и силовиков в руководстве КНР Чжоу Юнкан, приговоренныйнедавно к пожизненному заключению. «Если у «Хуасинь» получилось выжить в такой обстановке и даже нарастить активы, можно предположить, что у владельцев компании высокие покровители, близкие к какой-то крупной фигуре в высшем руководстве КНР», — допускает Габуев.
- Что касается Ван Цишаня, то с ним Игорь Сечин давно и хорошо знаком. Еще в 2008 году они договорились о создании китайско-российской комиссии по энергетическому сотрудничеству и с тех пор регулярно встречались для обсуждения «актуальных вопросов», а в 2010 году вместе заложили торжественно заложили первый камень в будущий НПЗ в Тяньцзине (еще не построен).
Ирина Малкова, The Bell