Дата
Автор
Екатерина Алябьева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Нейроэкономист Василий Ключарев: «Человек – это часть суперорганизма»


Люди легко поддаются влиянию окружающих, но почему это происходит и от чего зависит? На эти вопросы ищет ответы новая дисциплина нейроэкономика, аккумулирующая исследовательский опыт экономики, нейробиологии и психологии. Один из первых ее представителей в России Василий Ключарев – ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Высшей школы экономики – в своих экспериментах с использованием томографа не просто фиксирует мозговую активность и ее связь с поведением, но и пытается манипулировать ею.

– Можно ли сказать, что нейроэкономика – это дисциплина о том, как хакнуть черную коробочку под названием «центр управления поведением человека»?

– В каком-то смысле это попытка эту черную коробочку разложить на элементы и составить принципиальную схему принятия решений. «Нейроэкономика» – это секси-название нашей дисциплины, но есть и более формальное – «нейробиология принятия решений». И формально нейробиолог скажет вам так: задача нейроэкономики – понять как информация, которая попадает нам в сенсорные органы чувств – в глаза и уши – трансформируется в наши решения в нашем мозге. По большому счету, вопрос такой: можем ли мы предсказать решения по активности мозга? Можем ли мы повлиять на ваши решения, влияя на активность мозга? И можем ли мы объяснить некоторые удивительные свойства принятия решений, которые не понимаем с точки зрения классической экономики?

– Можете привести пример, какие решения мы не понимаем?

– Экономисты моделируют такого рода «неразумные» решения играми. Скажем, игра в ультиматум – это когда два человека могут поделить сумму пополам в любой пропорции. У меня есть тысяча рублей, и я предлагаю вам поделить сумму, как я хочу. Вы можете либо согласиться с этой суммой, или отказаться. Если вы отказываетесь, никто не получает никаких денег. Играем мы анонимно и больше никогда не пересечемся. Классическая теория говорит, что вы должны согласиться с любой суммой. А исследования показывают, что люди отказываются, если им предлагают меньше 30%. Даже когда суммы равнялись их трехмесячной зарплате. Многие люди говорят: «Ах, хотите поступить так несправедливо? Тогда никто ничего не получит». Я много спорил с коллегами на этот счет, у меня как биолога были свои аргументы, почему такое поведение нормально, но традиционным экономистам оно кажется абсолютно не рациональным.

– Но экономика тоже уже ушла от этих классических представлений о рациональности.

– Да, на этой волне возникла поведенческая и экспериментальная экономика, которая принесла Нобелевскую премию 2002 года Даниелу Канеману и Вернону Смиту. Они предлагали концепты скорее психологического толка – например, объясняли нерациональное поведение неприятием неравенства. Другие исследователи, которым этого было мало, перешли на уровень мозга. Они предположили, что за такого рода нерациональными реакциями стоят механизмы, сложившиеся в ходе эволюции определенных систем нашего мозга. И это значит, что такое поведение можно объяснить только с точки зрения эволюции человека как социального животного – его приспособления к жизни в группе других людей. Тогда не стоит удивляться, что реакция на несправедливость обнаружилась и у шимпанзе, и даже у крохотных обезьян капуцинов.

Другой показательный пример нерационального решения – аукцион Макса Базермана. Представьте себе, что разыгрывается 20-долларовая купюра, начальная ставка 1 доллар, ход 1 доллар, единственное необычное условие – что тот игрок, который по результатам аукциона будет вторым, тоже должен отдать аукционисту свои деньги. Базерман показал: в таком аукционе максимальная сумма, которую студенты платили за 20 долларов, – это 204 доллара. Просто потому, что никому не хотелось оказаться вторым и потерять деньги – это толкало их на территорию абсолютно нерациональных решений. И вот нейробиология пытается понять, почему наш мозг эволюционно был создан так реагировать на потери, что мы иногда не можем контролировать эти реакции. Это самая любопытная задачка, своего рода детектив – разгадать, почему наш мозг иногда входит в штопор и не может выбраться из таких эволюционно древних эвристик принятия решений.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.