Операция «Эвакуация»: за 5 дней в России были эвакуированы 200 тыс. человек с 480 объектов

12 сентября звонки о минировании крупных торговых центров, аэропорта, автовокзала и мэрии Красноярска поступили в полицию. Всего их было 15. Еще 15 подобных раздались в других городах региона.
«Мы ведь не можем знать заранее реальная эта угроза или хулиганские побуждения. Собирается группа из представителей разных ведомств. Это ФСБ, МВД, кинологи с собаками, взрывотехники. Все необходимые специалисты, которые участвуют в такой работе. Они собираются, экстренно выезжают по данному вызову.
Происходит эвакуация, потому что угроза может быть реальной, после чего обследуется объект на наличие взрывного устройства», – пояснила пресс-секретарь УФСБ по Красноярскому краю Марина Моисеева.
Взрывное устройство нигде не обнаружили. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Сейчас устанавливаются лица, причастные к этим звонкам.
2 тыс. руб. – это убытки одного маленького ларька на автовокзале. В целом же по стране предполагаемый ущерб за последнюю неделю составил около 1 млрд руб.
Первые сообщения о заложенных бомбах стали поступать в полицию 10 сентября - в единый день голосования. Тогда неизвестные якобы заминировали сразу несколько зданий в башкирском Стерлитамаке.
На следующий день массовая эвакуация прошла в Уфе, Омске, Челябинске, Брянске, Ставрополе. Во вторник, 12 августа эвакуировали жителей Магадана, Южно-Сахалинска, Новосибирска, Владивостока и Перми.
В среду подобные сообщения поступили из еще 9 городов России.В этот же день массовая эвакуация началась в Москве. В четверг – в Санкт-Петербурге.
Всего за 5 дней по всей России были эвакуированы около 200 тыс. человек с 480 объектов.
Понять, откуда звонки поступали не сложно и занимает не больше часа. Но если звонившие находились в другой стране, задержать их крайне сложно, объясняют эксперты. Они же предполагают, что технически звонки исходили из Украины. При этом использовались специальные средства и различные мессенджеры.
В некоторых случаях организаторы подменяли номера телефонов. То есть звонили в торговый центр с номера торгового же центра.
«Возможно, люди, которые делали эти звонки, обладают какой-то компетенцией в понимании, как телефонная связь вообще организована. Например, могли брать симки друзей или ворованные симки», – предположил директор компании «Связьком» Иван Зубков.
Кто был организатором акции, правоохранительные органы пока не говорят. Первые версии, которые называли – массовые учения, но позже стало понятно – это хорошо организованная акция из вне.
«Это хорошо спланированная акция, я думаю, все-таки ИГИЛ (запрещенная на территории России организация) при поддержке каких-то спецслужб.
Это высокоорганизованная провокация. Надо признать, что в какой-то степени она удалась. Я думаю, ИГИЛ (запрещенная на территории России организация) меняет тактику, если они терпят поражение на фронтах, то решили поменять ракурс, и сделать такую психологическую атаку на Россию», – считает член Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Сергей Гончаров.
Анатолий Самков, который в 90-е гг. возглавлял ФСБ по Красноярскому краю, отмечает, звонки о ложном минировании были всегда. Но такие массовые произошли впервые в истории. И к ним нельзя относиться, как к хулиганской выходке.
«Бдительность теряется. Когда эти сигналы идут постоянно, усталость элементарная, психологическая, физическая наступает у соответствующих структур, которые занимаются и поиском, и эвакуацией. Ну, и притупляется бдительность руководителей и тех людей, которые посещают это учреждение. Да ладно, обойдется. На авось», – предполагает депутат Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Самков.
История о массовых минированиях напоминает притчу о пастушке, который кричал: «волки!». Так же как в сказке деревенские жители спешили к мальчику на помощь, на звонки о минировании приезжали спасательные группы. И, как в сказке, каждый раз вызовы оказывались ложными.
Но сказка закончилась плохо, чтобы мы поняли – даже если сто звонков не подтвердились, возможно, опасность именно в сто первом.