Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Посмотреть на себя со стороны»: как новосибирские подростки учились быть драматургами

Инклюзивная драматургическая лаборатория «Вслух», основанная на шотландской методике ClassAct, прошла в Новосибирске. Школьники, студенты и люди с особенностями здоровья под руководством драматурга Марии Огневой написали пьесы о том, что волнует их больше всего. Как это было и почему это важно для театра — в репортаже Тайги.инфо.

«Посмотреть на себя со стороны»: как новосибирские подростки учились быть драматургами
© Валентин Копалов

Как решить сразу несколько важных для театра и общества задач — привлечь внимание подростков к искусству, найти новые имена в драматургии и обсудить социальные проблемы? Нужно написать пьесу. ClassAct — как раз такая технология, и ее взяли за основу первой в Новосибирске инклюзивной драматургической лаборатории «Вслух».

«Я познакомилась с ClassAct в Школе театрального лидера при Центре им. Мейерхольда, — рассказала Тайге.инфо руководитель творческого отдела новосибирского отделения СТД Юлия Чурилова, инициатор лаборатории „Вслух“. — На одной из сессий, которая была посвящена социальному театру, мы сами писали пьесы по этой методике. Это был совершенно уникальный опыт, и этим опытом мне захотелось поделиться. Я не раз подавала заявку на проведение подобного проекта на местные грантовые конкурсы, но получилось только в этом году, благодаря поддержке Союза театральных деятелей РФ. Мне кажутся важными проекты, которые привлекают и воспитывают новую публику».

ClassAct часто сводит вместе людей разных возрастов, профессий и физических возможностей и дает им возможность высказаться и быть услышанными. В новосибирской лаборатории, наставником которой стала драматург Мария Огнева, встретились молодые люди — школьники, студенты — с разным уровнем здоровья. В ней участвовали также новосибирский режиссер Анна Зиновьева и основатель проекта «Особенный тип» Ольга Стволова.

Лаборатория начинаются с того, что Мария Огнева предлагает участникам написать на листочках цели, которых они хотели бы достичь с помощью занятий в ближайшие пять дней. Кто-то сразу берется за ручку и пишет, другие долго думают: что-то вычеркивают — и пишут заново. Знакомятся они друг с другом, зачитывая вслух написанное.

«Как вы думаете, без чего нет пьесы? — спрашивает Мария участников. — Герои? Сюжет? Не в этом дело. Конфликт — вот правильный ответ». Следом она предлагает ребятам разделиться на пары. Один человек из каждой пары уходит вместе с ней за дверь. Через некоторое время Маша возвращается уже одна и говорит оставшимся в зале участникам правило: «Надо уговорить вашего партнера выйти из комнаты первым». Затем возвращаются остальные, и начинается игра.

Не все понимают сразу, что Маша задала и одному, и другому участнику пары одно и то же задание. Цели столкнулись. В каких-то парах участники спокойно пытаются убедить друг друга выйти из комнаты, а в каких-то очень экспрессивно. Один из участников даже падает на пол с криком: «У меня сломана нога, я не могу выйти за дверь». Тогда Маша приостанавливает игру и объясняет ее смысл — она должна вытянуть из участников конфликты, проблемы и переживания.

Сперва эти игры касаются только выдуманных персонажей. Например, ребята делятся по группам, где четыре человека — толпа, а один против них. Маша предлагает различные ситуации этого конфликта: школьники гнобят одноклассника за то, что он плохо учится, или хозяин обанкротившегося банка, забравший деньги себе, встает перед обманутыми вкладчиками. Каждому участнику приходится отстаивать своего персонажа, и не всем это легко.

Затем задания становятся индивидуальными. «Вспомните конфликты из своей жизни», — подсказывает Маша Огнева. Сначала рассказывать чужим людям о своих проблемах — с друзьями, родителями, с самим собой — непривычно, но когда участники сближаются, истории становятся искреннее. В итоге Маша разделила всех на пары, и каждая написала свою мини-пьесу. Кто-то о любви, кто-то о дружбе, а кто-то о поиске себя.

«Про лабораторию я узнал в самый последний день набора, — делится с Тайгой.инфо один из участников Андрей Лундовский. — Мне захотелось попробовать, потому что это шанс погрузиться в театральную жизнь с необычной стороны. Мне было вполне понятно, чем в театре занимаются актеры. А вот как работают режиссеры и драматурги, я не знал. Я готовлюсь поступать в театральный институт, у меня есть свои репетиции, которые пришлось бы пропустить. Но в итоге лаборатория оказалась в десять раз полезней для понимания театрального искусства. Я по-настоящему влюбился в театр».

136323

«На лаборатории я познакомилась с людьми с ограниченными возможностями и поняла, что на самом деле мои пустяковые проблемы не сравнить с их проблемами, — призналась другая участница лаборатории Аполлинария Зверева. — Я поняла, что не нужно так серьезно относиться к мелочам. Нужно просто радоваться тому, что живешь и можешь заниматься, чем хочешь. Нужно принимать это как подарок судьбы и помогать тем, кому с этим труднее.

Финалом лаборатории стала читка написанных подростками пьес. Молодые режиссеры сделали из них небольшие драматургические эскизы, а актеры из НГТИ, «Глобуса», «Старого дома», «Первого театра» и драмтеатра под руководством Сергея Афанасьева — сыграли их на сцене Дома актера. Режиссеры отнеслись к текстам с уважением — это одно из правил ClassAct.

«Мне кажется, что арт-терапия ClassAct — это, в первую очередь, не про „быть услышанным“, а про „посмотреть на себя со стороны“, — рассказала Тайге.инфо Мария Огнева. — И с этой точки зрения, безусловно, участники смогли переработать личные истории в художественный текст. Не у всех получилось посещать все занятия полностью и это очень сильно было заметно в итоге. Не всем удалось побороть самого себя или своего партнера, с которым писалась пьеса. Ничего страшного в этом нет — это первый опыт и все с ним очень круто справились. У всех получились интересные истории с твердой структурой и очень качественными диалогами. Мы очень много времени уделяли именно этому: умению слушать и слышать реальность. И теперь все участники могут написать свою вторую, и третью, и десятую пьесу, — они знают, как это делается, и у них все для этого есть. Большую часть проблем персонажей они взяли из реальной жизни, да и сами персонажи во многом были похожи на самих авторов, это очень важно для драматурга — не терять связи с реальным миром и самим собой».

Посмотреть на в общей сложности три часа жизни, мечтаний и конфликтов современных подростков, переведенных на язык драматургии и представленных на сцене, пришли около двухсот зрителей. Обсуждение пьес длилось еще час.

По слова Юлии Чуриловой, Союз театральных деятелей планирует повторять драматургические лаборатории и театральные эксперименты, в том числе в социальном театре. «Да, это не проект, рассчитанный на большое количество человек. Но те ребята, которые участвовали в лаборатории, прошли большой путь, — уверена Чурилова. — Написали пьесу от начала и до конца, и увидели результат — профессиональный показ на сцене. Это важный опыт».

Текст: Елизавета Печеркина
Фото: Анна Першечкина и Валентин Копалов