Белобородово: федеральная трасса «укатывает в асфальт» деревню вместе с жителями
Полтора десятка жителей деревни Белобородово провели пикет под окнами врио губернатора Андрея Травникова. Из-за просчетов министерства транспорта и федерального управления автодорог населенный пункт остался без образующего предприятия, утверждают люди.

Деревня Белобородово Коченевского района располагается вдоль трассы М-51 «Байкал» в 50 км от Новосибирска. В населенном пункте живет около 500 человек. Главным предприятием, дающим рабочие места, является придорожный комплекс. Однако из-за реконструкции автодороги комплекс придется закрыть — работы ведутся практически на его территории.


«Нам правительство области говорило всё время, что области нужны современные дорожные комплексы. Мы построились в 2011 году, нашли инвестора в Новосибирске, вложили десятки миллионов рублей в обустройство современного придорожного комплекса практически на болоте, — вспоминает директор придорожного комплекса „Белобородово“ Вениамин Волков. — В 2010 году мы узнали, что будет реконструкция дороги, тогда ещё ни проекта, ничего конкретного не было, транспортная развязка располагалась от нас в 300 метрах, мы попросили учесть расположение нашего комплекса администрацию, она в свою очередь ходатайствовала перед ФУАД, развязку перенесли, но съездов к нам не запроектировали».
По словам Волкова, теперь к зданию комплекса в итоге не только ни подъехать, его просто будет не видно за транспортной развязкой.
«У нас здание двухэтажное высотой семь метров, и спроектировали так, что эта огромная транспортная развязка сама высотой пять метров (плюс шумозащитные щиты ещё три метра) будет находиться от нашего здания в пяти метрах. Мы мало того, что будем полностью закрыты от дороги, так к нам ещё ни съехать, ни подъехать нельзя, — рассказывает он. — Здание комплекса 2500 квадратных метров: кафе, гостиница, душевые, туалеты, прачечная, автомагазин, шиномонтаж, парковка зимняя на 250 машин. У нас все земли и здания в собственности, и нас просто хотят отрезать от дороги».
Сейчас, как говорит Волков, идут суды за землю — ее изымают для нужд Российской Федерации под развязку.
Алла Севастьянчикова работает бухгалтером в комплексе уже шесть лет, практически с самого его открытия. По ее словам, комплекс — единственный источник заработка в деревне.
«В семье я работаю одна, мать-одиночка, у меня ребенок маленький, работа — единственный источник дохода. Средняя зарплата в деревне — 3–5 тысяч рублей в месяц, и то задерживают. У нас, на предприятиях комплекса, доходит до 11–13 тысяч рублей, и выплачивали всегда вовремя. Сейчас из-за дорожников предприятия комплекса закрываются, люди остаются без работы, другой работы в деревне нет».


По информации Волкова, всего рабочих мест в селе вместе с бюджетными около 80, в том числе 60 — в придорожном комплексе, остальные — учителя, кочегары и продавцы в двух магазинах. «От нас до ближайших комплексов 30 и 50 км, по ГОСТам так и должно быть, один комплекс на 30 км», — добавляет он.
«В июне 2017 года мы встречались с министром транспорта [Анатолием] Костылевским, нам дали эскизные проекты, сказали: дальше ваша работа. Мы передали эти проекты проектировщикам, проектировщики говорят, что съезды к нам запроектировать нельзя — радиусы не позволяют, — продолжает директор комплекса. — С июня общение с нами прекратили, и в июне же нам на въезде генподрядчик „Новосибирскавтодор“ поставил „для безопасности“бетонные блоки и пункт охраны, который отгоняет грузовики. А дальнобойщики — наши основные клиенты, поток упал в три раза: закрылся автомагазин, закрылся шиномонтаж, количество рабочих мест сократилось до 24».
Директор столовой Лариса Развод подтверждает — с июня, с момента установки блоков, количество клиентов уменьшилось в три раза: «Дальнобойщики не могут заехать вообще никак, только легковые. Девочки, одинокие мамы, вот, Олеся Солодухина, только из декрета вышла, куда ей троих детей теперь?»
Надежда Тарасенко, директор ООО «Вариант-1», арендует в комплексе место под магазин уже четыре года.
«Я с 2010 года общалась с министрами и [Николаем] Симоновым, и [Сергеем] Титовым, и с [Анатолием] Костылевским, с тех пор когда он ещё заместителем [Дмитрия] Тулеева в ФУАДе был, письма все есть, изначально нам все говорили: ребята не переживайте, всё у вас будет очень хорошо, дорога будет первой категории, сделаем вам съезды, поставим фонари, мы вас не забудем, — рассказывает женщина. — А сейчас, когда ни в одном проекте нас не учли, предлагают нам самим отсыпать до 2019 временную дорогу для большегрузов через болото и овраги 730 метров за 15 млн рублей, а в 2019-м году её закопают. А 27 октября, даже не предупредив нас, закрывают дорогу полностью для всех машин».
Клиентов в магазине, по словам Надежды Тарасенко, изначально было много, потому что продавали всё, «начиная от трусов и заканчивая водкой». Сейчас магазин придется закрывать.
«Комплекс открывался для того, чтобы давать работу сельчанам, стабильность. Они все ожили, кредитов набрали, — говорит собеседница Тайги.инфо. — У продавцов моих был единственный доход от магазина. Много матерей-одиночек с детьми разного возраста: и детсадовского, и школьного, и в ВУЗах учатся, а 27-го числа мы закрываемся вынужденно. Работы больше в принципе нет ни в Белобородово, ни в Коченево».

Подготовил Кирилл Канин, фото комплекса предоставлено пикетчиками