Роман ВАСИЛЬЕВ: «Снимать сотрудника ГИБДД на камеру можно, но есть ограничения»

Напомним, с 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Сотрудники получили право останавливать автомобили вне стационарных пунктов, а для водителей ввели ряд ограничений на право вести съемку во время разговора с полицейским.
– Роман, расскажите, почему новый регламент ГИБДД вызвал такое бурное обсуждение? Что такого экстраординарного произошло?
– С момента принятия старого регламента прошло уже более 8 лет. И в тот регламент вносились изменения более трех раз. И, когда в ведомственный нормативный документ вносят такое количество изменений, его становится просто трудно читать.
За это время произошли изменения и в ПДД, и в административный кодекс и в ряд федеральных законов. На самом деле все изменения с выходом нового регламента были направлены на приведение его в соответствие с действующим законодательством. Некоторые нормы, которые были в старых правилах и потеряли свою актуальность, были попросту убраны.
– По регламенту сотрудник ГИБДД больше не выдает справки участникам происшествий. Эта норма вообще никого не задела. Зато многие возмущаются, почему теперь им будут запрещать снимать сотрудника ГИБДД. Хотя, как я понимаю, в новом регламенте об этом речи не идет.
– Снимать сотрудников на камеру можно. Есть ряд ограничений, когда такие действия препятствуют выполнению инспектором своих должностных обязанностей. В этом случае сотрудник правопорядка имеет право попросить прекратить съемку.
В других случаях нет прямого запрета. Более того, в соответствии с законом «о полиции», действия сотрудников МВД являются открытыми и публичными. Видимо, эта тема животрепещущая, поэтому она и получила широкое общественное обсуждение.
– У многих есть опасения, что представители власти будут пользоваться тем, что запрета препятствовать съемке нет, и поэтому при каждом удобном случае будете запрещать снимать?
– Поверьте, такого не будет. Потому что действия инспектора контролируются не только с точки зрения общественности. У нас есть свой институт и проверяющих и контролирующих органов, и записи с патрульных автомобилей.
При возникновении какой-то спорной ситуации не составит труда поднять все материалы и вынести законное и правильное решение в отношении сотрудников ГИБДД.
– Но все-таки ограничения на съемку есть?
– Да, есть. В том случае, если проводятся мероприятия по сопровождению или охране объектов, которые подлежат госохране. Если видеосъемка проводится в зоне видимости спецобъектов, либо видеосъемка препятствует выполнению сотрудником полиции своих должностных обязанностей.
– Еще одна из больших тем, которая вызвала много обсуждений, это то, что теперь можно останавливать водителей даже вне стационарных пунктов. Но ведь останавливали и раньше. В чем тогда разница?
– Раньше был конкретный перечень мест, в которых инспектор имел право остановить автомобиль – начиная от выявления нарушений ПДД и заканчивая проведений специальных профилактических операций.
Запрет, связанный с остановкой автомобиля вне стационарного пункта, был вызван тем, что не во всех случаях люди могли быть уверены, что эту службу несут сотрудники ДПС, а не «ряженые» злоумышленники. Тем не менее, такая норма не могла эффективно сказаться на контроле за дорожным движением.
В настоящее время стационарные посты сократились по территории России в три раза. В Красноярском крае сейчас вообще нет ни одного поста, потому что это было признано неэффективной формой несения службы.
– Что касается освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Что поменялось в этом аспекте?
– Раньше не было нормы, которая обязывала бы сотрудника полиции доставить водителя к своей машине, если результат на состояние опьянения окажется отрицательным. Сейчас такая норма была введена.
Теперь, если инспектор ошибочно установил у водителя признаки опьянения, он обязан извиниться и доставить человека к его машине.