Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Битва резолюций


СМИ подводят итоги очередного раунда «битвы резолюций» по химической атаке в Сирии, который состоялся накануне в Совете безопасности ООН. Обсуждались два взаимоисключающих проекта — российско-китайский и американский.

Первый был отозван, поскольку определенно не набрал бы достаточного количества голосов (девять). Второй заблокировала сама Россия, которая в десятый раз за время обсуждения мер урегулирования сирийского конфликта воспользовалась своим правом вето.

Дискуссия длилась три часа, но не продвинула ситуацию ни на шаг: стороны как были, так и остались при своем. Между тем сегодня, 17 ноября, истек срок полномочий Совместного механизма ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию химических атак в Сирии (СМР).

Химическая атака в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 The White Helmets‏ @SyriaCivilDef

Спорили обо всем, начиная с того, чей проект будет рассмотрен первым. В итоге пришлось провести процедурное голосование, по итогам которого право первенства получила Москва — и тут же отозвала свой проект ввиду его бесперспективности (семь делегаций, включая США, Великобританию и Францию, выступили бы против).

РФ и КНР предлагали продлить мандат СМР до 16 мая 2018 года и усовершенствовать работу комиссии, исправив допущенные ошибки.

Вашингтон считает необходимым, чтобы комиссия работала еще два года с момента принятия резолюции — и без каких-либо изменений, поскольку ошибок не допущено. Еще один предлагаемый им пункт, которым категорически недовольна Россия, — это возможность применения главы VII Устава ООН (о введении санкций и использовании военной силы).

Вариант США Россия заблокировала, хотя Вашингтон утверждал, что внес некоторые положения по требованию Москвы. Против американского проекта проголосовала также Боливия, а Китай и Египет воздержались.

«Главные акценты американского текста не менялись на всем протяжении экспертных дискуссий. В него вносились лишь косметические изменения, не закрывающие ни одного из слабых мест следственных органов по химическому досье Сирии», — раскритиковал американский проект постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя, заявив, что «ничего сбалансированного в нем не было».

Российские СМИ, подытоживая случившееся, пишут, что заседание Совбеза ООН прошло «по сценарию Москвы». Хотя по факту последнее слово осталось за Японией: она уже после заседания распространила свой проект о техническом продлении истекшего мандата СМР еще на 30 дней. Теперь будут рассматривать его.

Никки Хейли UN Photo/Evan Schneider

При этом постпред США при ООН Никки Хейли возложила ответственность за истечение мандата СМР на РФ. Россия «убила совместный механизм расследования» химических атак в Сирии и «доказала, что ей нельзя доверять», написала она в Twitter. Небензя ответил аналогичным обвинением в адрес Штатов и всех, кто выступил против российского проекта резолюции.