Кирилл Шамалов — теперь уже бывший зять Путина (если верить Bloomberg и Reuters). Кто он такой?
Издание Bloomberg 25 января сообщило, что глава фонда «Иннопрактика» Катерина Тихонова, которую называют дочерью Владимира Путина, рассталась с членом правления нефтехимической компании «Сибур» Кириллом Шамаловым. Еще в апреле 2017 года Шамалов продал крупный пакет акций «Сибура»; Bloomberg полагает, что они могли быть своего рода гарантом доверия со стороны окружения Путина.
Кирилл Шамалов родился в 1982 году. Как следует из расследования Reuters, опубликованного в 2015-м, еще будучи студентом Шамалов устроился на работу в «Газпром» на должность главного юрисконсульта по правовому обеспечению внешнеэкономической деятельности компании. Позднее он окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и в 2005-м стал ведущим юрисконсультом юридического департамента Газпромбанка. Разочаровавшись в юриспруденции, Шамалов устроился в аппарат правительства России в департамент экономики и финансов — в отдел, занимающийся госимуществом.
В 2008-м Шамалов стал вице-президентом нефтехимической компании «Сибур» по административной поддержке бизнеса. Ему было 26 лет. С тех пор вся карьера Шамалова была связана с «Сибуром».
Как и вся его семья, Шамалов родом из Санкт-Петербурга. Его отец Николай — давний знакомый Владимира Путина, с которым они в начале 1990-х основали дачный кооператив «Озеро». Николай Шамалов владеет почти 10% акций банка «Россия», который находится под американскими санкциями в связи с тем, что принадлежит окружению Путина.
Карьера другого сына Николая Шамалова Юрия связана с теми же компаниями, в которых работал его младший брат Кирилл. С начала 2000-х Юрий входил в совет директоров «Сибура» и занимал руководящие должности в «Газпроме» и Газпромбанке. Он был председателем фонда «Газфонд», который в 2008-м числился владельцем «Сибура». В 2010-м «Сибур» перешел к миллиардерам Геннадию Тимченко и Леониду Михельсону, причем кредит на покупку им выдавал Газпромбанк, также владевший долей в нефтехимической компании. Тимченко — близкий друг Путина с начала 1990-х, попавший из-за близости к президенту России под международные санкции; Михельсон — один из богатейших предпринимателей в России, он давно сотрудничает с Тимченко.
Как топ-менеджеру «Сибура» Кириллу Шамалову в общей сложностидосталось 4,3% акций компании. В интервью «Коммерсанту» в 2015 году Шамалов рассказывал, что в качестве поощрения менеджерам компании предлагали акции или денежные бонусы, и он сделал выбор в пользу ценных бумаг.
Другой крупный пакет акций «Сибура» Шамалов купил в сентябре 2014-го (незадолго до этого он ушел с поста вице-президента) у Геннадия Тимченко — таким образом его доля выросла до 21,3%. Деньги на сделку Шамалов занял в Газпромбанке, где его брат Юрий работал топ-менеджером.
Как утверждает Reuters, переговоры о продаже доли Геннадия Тимченко Кириллу Шамалову начались вскоре после того, как в феврале 2013-го Шамалов женился на главе фонда «Иннопрактика» Катерине Тихоновой. Многие СМИ, в том числе Bloomberg и Reuters, называли ее младшей дочерью Владимира Путина; ни Тихонова, ни Кремль официально эти сведения не подтверждают.
Свадьба, как пишет Reuters, состоялась на курорте Игора в Ленинградской области, молодожены приехали туда на санях, запряженных тройкой белых лошадей. Персоналу курорта и гостям свадьбы запретили о ней рассказывать.
В апреле 2017-го Шамалов продал акции «Сибура» основному владельцу компании Леониду Михельсону. Почему это было сделано, официально неизвестно. Как писали тогда «Ведомости», Шамалов мог заработать на сделке около 100 миллионов долларов. После продажи у него осталось 3,9% акций «Сибура», то есть примерно та доля, которую он получил как топ-менеджер компании за годы работы.
25 января 2018-го Bloomberg нашел объяснение неожиданной продаже акций. По сведениям источников издания, большой пакет акций «Сибура» Шамалов получил в свое время в качестве гарантии доверия со стороны окружения Владимира Путина. С Катериной Тихоновой, пишет Bloomberg, Шамалов расстался; развелись они официально или нет, неизвестно. После расставания он избавился от акций и, по сведениям источников издания, ничего на этом не заработал. Анонимный собеседник Bloomberg, близкий к Шамалову, эту версию опровергает: по информации этого источника, покупка акций у Геннадия Тимченко была просто неудачной инвестицией, на которой не удалось ничего заработать.
По данным Bloomberg, состояние Шамалова даже после потери крупного пакета акций «Сибура» составляет 800 миллионов долларов.
Павел Борисов