Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мусорная» концессия: работа не двигается

В Новосибирске продолжается разработка нового концессионного соглашения по строительству мусоросортировочных заводов. Объявлено, что в феврале рабочая группа даст свои предложения и заключения по техзаданию для концессии, и, в целом, по созданию объектов в сфере обращения с отходами. Если против решений рабочей группы не будет протестов активистов, то проведение конкурса по концессии, скорее всего, состоится весной.

«Мусорная» концессия: работа не двигается
© Кирилл Канин

Несмотря на то, что прежде функционал рабочей группы был заявлен как выработка нового концессионного соглашения, первые два заседания, по открытой информации, были посвящены изменениям в территориальную схему размещению отходов. Это может быть связано с документом регионального минэкономразвития. План, подписанный руководителем ведомства Ольгой Молчановой, говорил о строительстве пяти полигонов с мусоросортировочной линией на территории Новосибирской области. Речь шла о межрайонных объектах в Барабинске, Татарске и Каргате и районных объектов в Тогучине с Кыштовкой. По приблизительным подсчетам, инвестиции должны составить около 631 миллиона рублей, что, видимо, по карману областному бюджету, раз такой документ был опубликован.

Вышедший документ дал толчок обсуждениям в рабочей группе. Результатом стало появление актуализированной версии региональной комбинированной схемы обращения с отходами. Как отметила генеральный директор АО «Экооператор» Лариса Анисимова на заседании рабочей группы, изменения предполагают «семь кластерных объектов размещения отходов, четыре внутрирайонных объекта размещения отходов и 81 площадку временного накопления ТКО».

«На переходный период планируется пять объектов размещения отходов для обеспечения потребностей агломерационного Новосибирского кластера, один мусороперерабатывающий завод в областном центре. В перспективе предполагается создание четырёх объектов размещения отходов, с мощностью в интервале от 150 до 400 тысяч тонн, для расположения которых в актуализированной территориальной схеме предлагается четыре направления», — уточнила Анисимова.

Такая неясность не играет на руку областным чиновникам: недостаточность информации снова провоцирует общественность на протестные акции

Кроме территориальной привязки и общей мощности всех пяти объектов в 175 тысяч тонн, о предложениях со стороны регионального Минэкономразвития больше ничего неизвестно. Скорее всего, Барабинск и Тогучин были выбраны из-за предполагаемых объемов мусора, а не по конкретным статистическим данным. Создается стойкое впечатление, что данное предложение не является готовым проектом, потому что оно не просчитано по бюджету. Кроме того, нигде не говорится о времени, которое может быть затрачено на реализацию проекта. Такая неясность не играет на руку областным чиновникам: недостаточность информации снова провоцирует общественность на протестные акции. А это, в свою очередь, повлечет новые бесплодные обсуждения и дебаты, итогом которых, очевидно, станет полнейший и безнадежный цейтнот в решении вопроса утилизации мусора.

Об этом давно напоминают ученые. Переполнение существующих мусорных полигонов уже сегодня больно бьет по состоянию окружающей среды. Поступающие осадки насыщаются многочисленными загрязняющими веществами, которые попадают либо в подземные воды, либо в поверхностные — такого мнения придерживается, например, доцент кафедры инженерных проблем экологии НГТУ Виктор Александров в эфире программы «Вести-Новосибирск». Предупреждения ученых, однако, никого пока не побуждают к срочному поиску разумных компромиссов и решений.

Но и это только часть проблемы. Из-за непроработанности предложений областного министерства и затягивания обсуждений в рабочей группе, область рискует попасть в ситуацию, когда проведение конкурса на новую концессию, реализация проектов и поиск регионального оператора просто станут невозможными по причине отсутствия времени.

Возвращаясь к документу по актуализированной схеме, следует заметить, что ни в нем самом, ни в ходе последующих обсуждений в рамках рабочей группы не говорилось о средствах, частных или государственных, на которые планируется строительство «кластерных объектов размещения отходов». Также участники рабочей группы не пытались рассказать, сколько времени уйдет на запуск новых проектов и будут ли они отвечать новым требованиям, закрепленным в законодательстве, которое теперь предписывает раздельный сбор мусора. Создается стойкое, что вопрос по наличию в регионе инвесторов, готовых вступить в проект не проработан. Более того, на фоне общественной и депутатской обструкции, которой подвергся нынешний концессионер в рамках соглашения по строительству двух мусоросортировочных заводов, в мусорный бизнес готов вступить далеко не каждый.

138584

Возможно, это связано с тем, что концессионные скандалы прошлого года начисто вытравили из потенциальных инвесторов всякие мысли по вхождению в сферу обращения с отходами. Если внимательно анализировать новосибирские СМИ, то кроме «Экологии-Новосибирск» никто даже близко не заявлял о подобных планах. Причина в том, что протестная активность далеко не всегда бывает конструктивной: ее лидеры, на словах ратующие за интересы народа, фактически загоняют решение «мусорного» вопроса в тупик, выход из которого будет и дороже, и больнее, чем вход.

Однако решение «мусорного вопроса» никто не убирал с повестки. И бремя поиска внебюджетных инвестиций опять же упадет на исполнительную власть, которая и так «натерпелась» с предыдущим концессионным соглашением. Частный капитал не придет в проект, который чреват постоянными рисками, не согласится на неудобные условия. А что дальше? Пройдет совсем немного времени, и Новосибирск увидит митинги против переполненных мусором нынешних полигонов…

Общественность, нагретая обсуждением концессионного соглашения, продолжает тормозить решение «мусорной» проблемы и строительство новых объектов в сфере обращения с отходами. В этой связи особенно актуально прозвучали слова врио губернатора А. Травникова в отчёте перед Заксобранием: «Нам нужно более взвешенно относиться к публичному освещению отдельных инвестиционных проектов, даже если в отношении этих инвестиционных проектов у нас есть справедливые критические вопросы. Необходимо помнить принципы, что инвестиции любят тишину и бизнес идёт туда, где присутствует стабильность».

Вполне ожидаемы и затруднения на депутатском фронте: со слов спикера Заксобрания Андрея Шимкива, в скором времени будет принят областной закон, по которому народные избранники смогут оспаривать каждый пункт любого концессионного соглашения. Таким образом, при известной напряженности облбюджета и постоянно подогреваемых протестов общественности любой проект, связанный с сортировкой и переработкой мусора, рискует быть положенным на полку.

При этом, никто из противников «мусорной концессии» так и не смог аргументированно объяснить, в чем же главные претензии к уже озвученному в прошлом году проекту. Все свелось к эмоциям, дескать, новосибирцы рискуют попасть в тарифное рабство, а окружающей среде в районе реки Издревая будет нанесен «колоссальный ущерб». В то же время, любые доводы концессионера по части применяемых технологий, которые уже были успешно апробированы, никак не воспринимались.