Дата
Автор
Иван Микиртумов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Возвышение над злом. Какие вопросы ставит дискуссия о смешном и великом


Кадр из фильма «Великий диктатор». Фото: Charles Chaplin Productions

Дискуссия о великом и смешном, приличном и не очень, начатая в связи с блестящим сатирическим кинокомиксом Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», распространилась на детские книжки. Это и понятно – со времен незабвенного Павла Астахова детская тема приобрела важность для государственного сознания архетипическую, сопоставимую с предназначенным для явных манифестаций респектабельным антиамериканизмом. Помнится, еще Остап Бендер в одной из своих комбинаций возглашал: «Поможем детям!», так что детская тема – это классика. Стремительный бросок защитников чувств и духовности от усов из фильма Ианнуччи к потерянному глазу из стихотворения Игоря Иртеньева делает актуальным вопрос о смешном. И ситуация, в которой мы в связи с этим находимся, надо признать, тоже скорее смешная, нежели трагическая.

Смех как возвышение над злом

Смех вызывают разные причины и обстоятельства, воздействующие, как сказал бы Аристотель, на смеющуюся часть человеческой души, благодаря существованию которой мы и способны смеяться. На одном конце ряда таких причин мы видим щекотку, вызывающую смех здоровый, но социально незначимый, а на другом – смех сквозь слезы, для кого-то не вполне естественный в силу кажущейся несовместимости состояний. Поскольку науки пока не сильно преуспели в анализе сознания, можно следовать за Аристотелем и рассматривать смех в двух его основных аспектах: как выражение нашего счастливого состояния – то есть ликование, а также как радостную реакцию на ситуации, в которых опасные, вредные, неприятные или несимпатичные нам люди, явления, процессы оказываются слабыми или несостоятельными, терпят неудачу, допускают промахи и ошибки. Смеющиеся люди – это те, кто мог бы стать жертвой, но избежал зла и теперь пользуется случаем и возвышается над его неудачливыми агентами. Само зло направлено на нас и всегда серьезно, последовательно и неотвратимо в своем намерении повредить, поэтому универсальная эстетика смешного предполагает картину внезапного и ощутительного провала серьезности, последовательности и неотвратимости как таковых. Это так даже в тех случаях, когда указанные качества не в меру проявляются в стремлении к добру.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.