Русская армия в 1917 году: в поисках самоорганизации

Сто лет назад был прекращен демократический эксперимент в вооруженных силах
Александр Керенский на митинге, 1917. Фото: Фотохроника ТАСС
Статья Константина Тарасова продолжает цикл о политических свободах и республиканизме центра Res Publica Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Завтра Министерство обороны Российской федерации отмечает столетний юбилей Красной армии. От этого момента, который связывается с созданием первых отрядов Советской России, ведут свое начало и современные вооруженные силы страны. В советской историографии это событие подавалось как зарождение армии нового типа, объединенной идеей защиты социалистических завоеваний. Старой армии с ее жестокой «палочной» дисциплиной беспрекословного подчинения после Октября приходит на смену другая, сплоченная общими революционными целями и осознанием своего гражданского долга.
Однако все было не совсем так. Уникальный эксперимент по созданию демократической революционной армии начался еще в феврале 1917 года. Впервые в истории России создавалась система управления вооруженными силами, основанная не на насилии, а на апелляции к гражданским чувствам защитников Отечества. Ровно через год, в феврале 1918 года, этот эксперимент был прекращен. Он закончился полным отказом от демократических начал в армии и возвращением строгой дисциплины.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]