Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Суд запретил взыскивать с банкрота биткоины: что это значит для должников

Арбитражный суд Москвы сегодня принял неожиданное решение, фактически запретив с взыскивать с должника имущество в криптовалюте. Если решение останется в силе, это значит, что с помощью криптовалюты теперь можно официально избегать взыскания алиментов, долгов по кредитам и претензий при разделе имущества — по крайней мере, до момента принятия закона о регулировании криптовалют.

  • Решение было принято в процессе по иску о личном банкротстве москвича Ильи Царькова, задолжавшего кредитору 18 млн рублей. В процессе обнаружилось, что у Царькова есть криптокошелек с 0,19 биткоина ($1780 или чуть больше 100 тысяч рублей).
  • Конкурсный управляющий настаивал на том, что биткоины — ликвидный актив, и потребовал включить их в конкурсную массу при распродаже имущества.
  • Царьков возражал: пока нет соответствующего закона, криптовалюта – не объект гражданских прав, а называть биткоин имуществом – все равно что называть им «мили «Аэрофлота» или игровые валюты». Подробнее о процессе можно прочитать здесь.

Окончательное ли это решение?

Нет, это только суд первой инстанции. Управляющий может обжаловать это решение. Велик шанс, что он так и поступит: это — первый прецедент подобного рода, поэтому стороны могут дойти до Верховного суда. Его решение станет рекомендацией (хотя и не обязательной) для практики остальных судов.

Так все-таки криптовалюта это имущество или нет?

С точки зрения закона — пока нет, хотя законопроект, представленный Минфином в конце января, предлагает определить криптовалюты как «имущество в электронной форме». Но судьба законопроекта пока непонятна — против него выступает ЦБ, и эксперты считают, что согласование позиций может затянуться надолго.

Получается, что и при разводе биткоин отсудить нельзя? И забрать в счет алиментов тоже?

Пока закона нет — скорее нельзя.

  • У суда пока нет не только оснований считать криптовалюту имуществом, но и механизмов, чтобы ее взыскать. В рамках процедуры банкротства самому суду потребуется для этого криптокошелек – пока это звучит абсурдно.
  • При разделе имущества и в спорах об алиментах взыскать биткоины более реально – их можно перевести на криптокошелек физлица, но для этого все-таки нужно признать их имуществом.
  • Доказать владение криптокошельком невозможно. Даже если его владелец в суде будет утверждать, что кошелек принадлежит ему, никакие документы это не подтверждают.

Что мне с этого?

Получается, что пока криптовалюту не могут изъять ни в рамках процедуры банкротства, ни при разделе имущества, ни в счет долга по кредиту.

Анастасия Стогней

При подготовке текста использованы комментарии исполнительного директора Heads Consulting Никиты Куликова, юриста Игоря Зиневича, юриста «Юков и Партнеры» Светланы Тарнапольской.