«Я ведь зарабатываю миллионы…». Почему знаменитости теряют деньги?

Писатель и сценарист Стэн Ли – легенда в мире комиксов. Он один из создателей Человека-паука, Халка и Людей X, супергероев, больше похожих на обычных людей, чем распространенные до этого идеализированные персонажи. Он руководил компанией Marvel Comics и стал обладателем Национальной медали США в области искусств. Его состояние неофициальные источники оценивали в $100 млн (более скромная оценка – $50 млн). Сам он утверждал, что цифры завышены – например, что от фильма «Мстители» с его героями, собравшими более $1 млрд в 2012 году, ничего не получил.
Однако сохранность его состояния оказалась под вопросом. По данным разных источников, деньги Ли уходят к людям с сомнительной репутацией. Сам писатель переживает сложный период: смерть жены, пневмония, при этом медсестры, ухаживавшие за ним, недавно обвинили его в домогательствах (сам он это отрицает). Ситуация, по словам одного из его близких друзей, привлекает аферистов. «Вокруг него кружат стервятники и койоты, каждый надеется урвать кусок для себя», – говорит он.
Подобные истории не редкость в мире знаменитостей – в шоу-бизнесе, спорте и других областях. Многие из них потеряли значительную часть состояния, некоторые были вынуждены объявить банкротство, поскольку не смогли адекватно распорядиться своими деньгами. Конфликты с управляющими, обвиненными в финансовых потерях, стали основой для громких судебных процессов.
Такие ситуации могут возникать по разным причинам – слишком большие расходы, плохие инвестиции, чрезмерное доверие управляющим, просто мошенничество со стороны тех, кому знаменитости доверяют свои деньги. Их финансы сами по себе часто привлекают аферистов (как отмечал юрист Стивен Бейкер, представляющий интересы нескольких десятков игроков Национальной футбольной лиги США, «недобросовестные люди смотрят на доходы спортсменов как на легкую добычу»).
С другой стороны, как считает глава управляющей компании Martingale Asset Management Арнольд Вуд, бывает и так, что успешные люди чрезмерно уверены в себе. «Столкнувшись с негативной ситуацией, они могут не признавать, что совершили ошибку, и даже отвергать не устраивающие их факты», – полагает он. Если ты привык быть лучшим в своем деле (спорт, кино, музыка), то сложно принять, что в финансах ты не понимаешь совсем ничего.
История Ли
Пару месяцев назад стало известно, что со счета Ли без его ведома было снято $300 тысяч – деньги поступили на счет компании Hands of Respect, утверждающей, что она занимается благотворительностью (один из ее основателей Джерри Оливарес был деловым партнером дочери Ли). Полиция начала расследование. «Я обратил внимание на этот чек, – говорит друг Ли, Кея Морган. – Стэн сказал, что это подделка. Другие люди, знакомые с его подписью, это подтвердили. Поэтому я сам отвел его в полицию» (по другой версии, чек подписал сам Ли, но его ввели в заблуждение относительно цели транзакции).
На деньги Ли была куплена и недвижимость в Голливуде почти за $1 млн – неподалеку от его собственного дома. Хозяином оказался упомянутый Джерри Оливарес (его представитель заявил, что Ли якобы нуждался в его советах и опеке, поэтому и купил для него дом). Недавно также выяснилось, что у автора комиксов пропало еще $1,4 млн. Пропажу подтвердил представитель его дочери. «Изначально там была сумма $6 млн, – говорит его друг. – Но после перевода осталось только $4,6 млн. Я хочу выяснить, что случилось с остальными».
Примерно в это же время произошел и скандал с участием телохранителя Макса Андерсона, долгое время работавшего на создателя комиксов. Как стало известно, в феврале за ним явилась полиция, предположительно из-за того, что он угрожал семье своего работодателя. Есть свидетельства, что он пытался подкупить одну из медсестер Ли, предлагая выступить с ложными обвинениями против его дочери.
Джерри Оливарес, упомянутый в скандальных историях, работал и с другими знаменитостями. Его компания Hands of Respect утверждает, что «распространяет уважение между сообществами», продавая значки с надписью «Respect» («Уважение») и используя имя Стэна Ли. В отношении самого Оливареса вынесены десятки уведомлений о праве на арест имущества за неуплату налогов – на сумму в сотни тысяч долларов.
«Он обещал мне и отцу много денег, – заявила дочь Ли, Джей Си. – Но мы не получили ничего, кроме убытков. Они [Оливарес и его окружение] испортили мои отношения с отцом». Сейчас, по словам ее представителя, контакты семьи с Оливаресом прерваны, хотя его компания по-прежнему пользуется именем Ли. При этом неофициальные источники, знакомые с ситуацией, утверждают, что финансы семьи по-прежнему под угрозой. «Если прогнать одного [афериста], появится другой. Они [Ли и его дочь] просто легко поддаются их влиянию. В этом заключается проблема», – считает один из них.
История Коэна
Подобные истории нередко доходили до суда. С управляющими, обвиняя их в многомиллионных потерях, судились Алисия Милано, Джонни Депп, Элтон Джон и другие.
Один из известных примеров – история певца Леонарда Коэна. В начале 1990-х годов он прервал карьеру, удалившись в монастырь и посвятив себя буддизму. К тому времени он уже был достаточно обеспечен – в частности, сделки по продаже Sony его компании Stranger Music, а также прав на его песни принесли ему миллионы долларов. Однако позднее оказалось, что значительная часть денег пропала.
В пропажах обвинили управляющую Келли Линч. Певец уволил ее и подал в суд. Как следовало из иска, Линч, недовольная потерей собственных доходов из-за перерыва в его карьере, стала присваивать его деньги. Среди прочего она воспользовалась тем, что Коэн ради сделок с Sony создал отдельную компанию, которую оформил на свою представительницу (она также располагала кредитной картой, расходы по которой оплачивались со счета ее работодателя). «Моя работа предполагает, что много времени я провожу в уединении, – заявил он позднее журналистам. – Я был благодарен за то, что Линч взяла на себя мои финансовые дела. И она получила довольно большие полномочия».
Суд решил дело в его пользу, обязав управляющую выплатить $9,5 млн (деньги она так и не вернула, позднее ее приговорили к полутора годам тюрьмы за угрозы в адрес бывшего работодателя). Для самого певца это стало поводом для того, чтобы вернуться к концертной деятельности, благодаря которой он получил значительно больше того, что потерял. Несколько лет гастролей принесли ему около $150 млн.
Истории спортсменов
Для профессиональных спортсменов в США угроза потери состояния – по разным причинам – еще более актуальна. «Спортсмены сталкиваются с особыми трудностями по сравнению, например, с представителями индустрии развлечений, – отмечал основатель компании Private Wealth Strategies Майкл Сеймур. – Период максимальных доходов в спорте меньше, чем в других профессиях, многим просто не хватает времени разбираться в своих финансах».
По данным журнала Sports Illustrated на конец 2000-х годов, 78% игроков Национальной футбольной лиги после завершения карьеры сталкивались с финансовыми трудностями или были вынуждены объявить о банкротстве. Среди бывших игроков Национальной баскетбольной лиги такая доля составляла около 60%.
«Я был так занят футболом, что не замечал, как летит время, – говорит бывший игрок НФЛ Рагиб Исмаил, карьера которого развивалась в 1990-е годы. – При этом я зарабатывал по $4 млн в год. Но когда посмотрел на выписку с банковского счета, то подумал: что это за…?»
Футболист признал, что сделал серию неудачных инвестиций. Сначала, в 1991 году, вложил $300 тысяч (с учетом инфляции – более 500 тысяч нынешних долларов) в ресторан Rock N' Roll Cafe, планировавший повторить успех сетей Hard Rock Cafe и Planet Hollywood (консультант заявил ему, что это «гарантированный успех», деньги в итоге пропали). Затем финансировал религиозный фильм и звукозаписывающую компанию («Парень [предложивший инвестировать деньги] очень хорошо говорил», – вспоминает спортсмен). Вложился в план по созданию национальной сети автоматов по продаже телефонных карт («Когда я учился в колледже, телефонные карты были серьезной темой»). И, наконец, инвестировал в магазины по продаже табличек с каллиграфией («Первый открылся в Новом Орлеане, но через пару месяцев там прошел ураган»).
Многие теряют деньги из-за недобросовестных управляющих. По данным НФЛ, в период с 1999 по 2002 год около 80 игроков вследствие этого лишились $42 млн (с учетом инфляции – около 60 млн нынешних долларов). Некоторые вкладываются в финансовые пирамиды и другие сомнительные проекты, обещающие высокий доход. Их жертвами становились и звезды шоу-бизнеса. Среди пострадавших после краха пирамиды Берни Мэдоффа оказались Кевин Бейкон и Стивен Спилберг. По мнению финансового консультанта знаменитостей Майкла Эйсенберга, эта схема вызывала подозрения, но люди, управляющие деньгами звезд, вероятно, предпочитали не обращать на это внимание.
Факторы риска
Управляющие, отвечая на претензии знаменитостей, как правило, указывают на их чрезмерные расходы и нежелание разбираться в финансовых вопросах. Для этого могут быть основания. Один из известных примеров – конфликт Джонни Деппа с его бывшей управляющей компанией TMG. Год назад актер подал на нее в суд, потребовав возмещение ущерба на $25 млн. Компания подала ответный иск, заявив, что финансовые неурядицы Деппа – следствие его собственного «безрассудного образа жизни» (по ее подсчетам, ее бывший клиент тратил $2 млн в месяц). Среди прочего она упомянула, что только акция, в ходе которой Депп выстрелил из пушки пеплом своего умершего друга Хантера Томпсона, обошлась в $3 млн. Актер, бравируя, заявил, что потратил $5 млн.
«Есть люди, которые много работают и вдруг добиваются успеха, – говорит менеджер Майка Тайсона (который потратил состояние в сотни миллионов долларов на недвижимость, драгоценности, машины и ручных тигров, а в середине 2000-х годов объявил о банкротстве). – Им очень сложно сохранять финансовый баланс. И очень сложно на них повлиять».
Другой фактор риска – готовность доверить деньги родственникам и близким друзьям, не говоря уже о посторонних мошенниках. По словам бывшего баскетболиста, создателя Magic Johnson Enterprises Мэджика Джонсона, состояние которого оценивается в $500 млн, такие истории он неоднократно слышал от известных спортсменов. «Они нанимают людей не из-за их компетентности, а из-за того, что это друзья. Это плохо заканчивается», – отмечал он.
Баскетболист Эрик Стрикланд рассказывал, что «знакомый знакомого» предложил ему выгодную сделку – купить землю за $1 млн, якобы стоившую втрое дороже. Спортсмен согласился, поручив проверить сделку своему отцу, отставному военному, который выполнял роль его менеджера. Тот счел ее нормальной, однако в итоге оказалось, что земля гораздо дешевле. При этом знакомый, рекомендовавший сделку, как выяснилось, тайно получил часть заплаченных денег.
Джордж Форман, боксер, который после серии неудачных инвестиций столкнулся с угрозой банкротства в 1980-е годы, говорит, что личный опыт научил его серьезнее относиться к деньгам («уважать каждый доллар») и не терять голову от успеха. «Многие люди просто не взрослеют, – считает он. – Они не понимают, что деньги не растут на деревьях. Они проводят все время за вечеринками – как будто во сне и потом вдруг просыпаются».
Что еще почитать
Миллионер Крис Хьюз – один из самых богатых предпринимателей США моложе 40 лет. Знакомство с Марком Цукербергом принесло ему состояние. Но свое богатство он считает незаслуженным, полагая, что это признак несбалансированной экономики, которая нуждается в перераспределении денег от богатых к бедным.