Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Крупные российские бизнесмены не боятся проверок в Великобритании

Мы ждали этого заявления еще вчера — но оно прозвучало только сегодня. Министр иностранных дел Борис Джонсон пообещал «привлечь к ответственности» богатых россиян, связанных с Владимиром Путиным. Кто конкретно может попасть под ограничения британских властей, пока непонятно, но первыми пойдут под проверки чиновники, члены их семей и деловые партнеры. Мы узнали, что думают о будущих проверках крупные российские бизнесмены, владеющие дорогой недвижимостью в Британии.

  • Джонсон уточнил, что против россиян могут быть использованы принятые недавно антиотмывочные законы об Unexplained Wealth Orders (UWO) — ордерах на арест иностранного имущества неизвестного происхождения, владелец которого обязан доказать чистоту своих активов.
  • Закон о UWO вступил в силу в конце января, но тогда представитель Национального агентства по борьбе с преступностью (NCA) говорил The Bell, что ведомство собирается применить ордер лишь «в одном или двух делах, касающихся иностранных чиновников с активами сомнительного происхождения».

Узнайте, как главные новости дня изменят вашу жизнь – подпишитесь на *почтовую рассылку The Bell.***

  • По каким критериям британцы будут отбирать «богатых россиян, связанных с Владимиром Путиным», непонятно. Американцы, как известно, воспользовались для этого списком Forbes и телефонным справочником администрации президента. В числе российских владельцев активов в Британии — как минимум пять участников «кремлевского списка» минфина США, один из них — высокопоставленный чиновник, вице-премьер Игорь Шувалов.
  • Чтобы стать объектом расследования по UWO, необязательно быть сверхбогатым — под закон попадает собственность дороже £50 тысяч. Средняя цена объекта жилой недвижимости в Великобритании — £200 тысяч. Зато обязательно быть Politically Exposed Person (PEP) — «политически значимым лицом»: чиновником, депутатом, сотрудником госкомпании, членом семьи или бизнес-партнером одного из них.
  • Российский бизнесмен, живущий в Европе и владеющий недвижимостью в Лондоне, признался The Bell, что проходит по категории PEP, поэтому его проверяют с особой тщательностью не только в Великобритании, но и в любой другой европейской стране. В основном это означает проблемы с банками — бывает, что отказывают, просто чтобы не связываться. Но если соглашаются, то процедура проверки такова, что после нее найти что-то еще властям Великобритании теперь будет непросто, шутит бизнесмен.
  • По мнению собеседника The Bell, все состоятельные россияне, живущие в Великобритании, «сделали выводы» задолго до скандала со Скрипалем — те, кому безопаснее было увести деньги в Россию, это сделали, а те, кто понимал, что остается в стране всерьез и надолго, сделали все, чтобы минимизировать возможные проблемы с контролирующими органами.
  • Еще один крупный российский бизнесмен, владеющий недвижимостью в Британии, возмущен: «Кто им мешал проверять это тщательно раньше? Проверяли юристы, проверяли банки, а если на это закрывали глаза, то это делали на территории Джонсона, а не на нашей». При проверках банки иногда дуют на воду и дополнительно проверяют тебя даже на том основании, что ты занимаешь общественную должность без зарплаты, отмечает он.

Что мне с этого?

Если вы не относитесь к категории PEP — скорее всего, ничего. Но как будет трактоваться эта категория теперь, и что британские власти будут вкладывать в понятие «бизнес-партнер высокопоставленного чиновника» — сказать трудно.

Петр Мироненко, Ирина Малкова, Светлана Рейтер