Дата
Автор
Павел Борисов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Cambridge Analytica: компания, которая научилась «взламывать» выборы через Facebook

Считается, что в 2016 году она помогла выиграть Дональду Трампу

Bryan Bedder / Getty Images / Concordia Summit Руководитель Cambridge Analytica Александр Никс, сентябрь 2016 года

Британская компания Cambridge Analytica, созданная в 2013 году, собрала личные данные 50 миллионов пользователей фейсбука. Потом она смоделировала поведение десятков миллионов американцев для того, чтобы показывать им релевантную политическую рекламу. Считается, что она внесла весомый вклад в победу Дональда Трампа на выборах президента США. Благодаря расследованиям The New York Times и The Guardian стало известно, как именно работала Cambridge Analytica.

Cambridge Analytica, как говорится на сайте компании, занимается влиянием на поведение пользователей в социальных сетях. По сути, Cambridge Analytica занимается рекламой, а большие объемы данных о пользователях использует, чтобы доносить то или иное сообщение от политика или коммерческой компании максимально эффективно. Среди других услуг Cambridge Analytica — маркетинговые исследования и анализ целевой аудитории.

Cambridge Analytica называет себя лидером индустрии с 25-летним опытом. На самом деле компания создана в 2013 году при участии семьи Мерсеров, главных доноров предвыборного штаба Дональда Трампа. Вице-президент компании — Стивен Бэннон, бывший руководитель популярного среди ультраправых консервативного сайта Breitbart и бывший советник Трампа. В Cambridge Analytica работали несколько человек из Кембриджского университета; у компании есть офисы и в США, и в Великобритании.

Для сбора данных о пользователях социальных сетей Cambridge Analytica связалась с профессором психологии с российскими корнями Александром Коганом. По данным The Guardian, он работает в Кембриджском университете, а также преподает в Санкт-Петербургском государственном университете.

Коган создал специальный психологический тест; за его прохождение пользователям платили деньги. При этом программа запрашивала информацию о профилях пользователей и их друзей (в то время фейсбук разрешал сторонним приложениям такой сбор данных). Коган утверждал, что его тест собирает данные исключительно в академических целях. На самом деле, он их продавал без ведома пользователей.

На сбор Коган потратил в общей сложности 800 тысяч долларов, которые ему компенсировала Cambridge Analytica. В распоряжении исследователя оказались данные о 50 миллионах пользователей фейсбука, хотя сам тест прошли только 270 тысяч человек.

Все эти данные позволили не просто составить представление о личностях пользователей, но и создать их полноценный профиль, в котором указаны убеждения, особенности характера, предпочтения, интересы и многое другое. Бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли, подробно рассказавший журналистам о схеме работы компании, утверждает, что он сам придумал схему работы «психологического оружия Стивена Бэннона» — так он называет систему анализа личностей пользователей.

Перед тем как начать работать на Cambridge Analytica, Уайли изучал методику предсказаний трендов в индустрии моды, а до этого получил образование в области права в Лондонской школе экономики. Уайли еще в подростковом возрасте начал работать с политиками в родной Канаде — он был волонтером в местном парламенте, а в Лондоне работал с Либерально-демократической партией. Уайли знал об исследованиях в Кембридже, которые позволяли составлять подробные профили пользователей на основе вирусных тестов в фейсбуке.

Такие тесты позволяли выявлять в том числе и политические пристрастия: люди с определенными характеристиками обычно голосуют похожим образом. К примеру, сторонники либеральных взглядов — чаще всего люди открытые, но не склонные к аккуратности. Больше всего о пользователях говорили их «лайки» — по набору из нескольких десятков на первый взгляд ничего не говорящих о человеке мелочей удавалось выстраивать довольно точные модели поведения. Обо всем этом говорилось в исследованиях центра психометрии Кембриджского университета, где до сих пор работает Александр Коган. Один из сотрудников центра отмечает, что исследование «лайков» иногда приносило совершенно неожиданные результаты — например, оказывалось, что люди, лайкающие Nike и KitKat, склонны негативно относиться к Израилю.

В 2013 году Уайли понял, что на основе этих данных сможет размещать политическую рекламу значительно эффективнее, чем это делалось прежде. Либерал-демократов его предложение не заинтересовало, но один из членов партии познакомил Уайли с бизнесменом Александром Никсом, который интересовался подобными технологиями. Вместе они создали Cambridge Analytica, а Уайли получил полную свободу действий. К концу 2013-го о технологии узнал Стивен Бэннон и помог заинтересовать в бизнесе семью Мерсеров. Общие инвестиции в проект составили 15 миллионов долларов.

Как рассказал Уайли, летом 2014 года с Cambridge Analytica связалась российская нефтяная компания «Лукойл» и попросила рассказать, как работает эта система. Уайли тогда удивился, зачем «Лукойлу» услуги Cambridge Analytica, ведь система нацелена в первую очередь на работу с пользователями в США и Великобритании. Презентация для «Лукойла» была целиком посвящена техникам влияния на избирателей. Был ли в итоге заключен контракт с «Лукойлом», Уайли не знает, он с 2015 года не работал в компании. Решение уволиться он принял после того, как понял, насколько хорошо работает созданная им система — и в каких целях ее используют владельцы.

Как выяснила The New York Times, с Cambridge Analytica тесно работал штаб Дональда Трампа. Умение штаба Трампа эффективно работать с избирателями в интернете, особенно в фейсбуке, не раз называли одной главных причин его победы на выборах.

Согласно американским законам, такое сотрудничество не вполне законно: иностранцам (а в Cambridge Analytica работало много британцев и канадцев) запрещается заниматься политической деятельностью такого рода. В Cambridge Analytica об этом знали и даже получали предупреждения, но игнорировали их. Игнорировала утечку данных о пользователях и сама Facebook — как удалось выяснить журналистам, в социальной сети знали о методах работы Cambridge Analytica, но не предпринимали никаких мер.

Cambridge Analytica утверждает, что все данные о пользователях она собирала легально. Facebook после публикаций The Guardian и The New York Times запретил Cambridge Analytica работать в социальной сети, а также удалил аккаунт Кристофера Уайли. Еврокомиссия обсуждает вопрос о начале расследования такой крупной утечки личных данных пользователей.

Обновление. После выхода материала телеканал Channel 4 News опубликовал кадры, на которой руководители Cambridge Analytica, в том числе Александр Никс, говорят потенциальному клиенту о возможности использовать для победы нужного кандидата провокаций и других нелегальных методов.

Павел Борисов