Дата
Автор
Редакция The Bell
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Перестали кошмарить бизнес: пожарные не проверяют сотни ТЦ по всей России

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Кто и когда в последний раз проверял на пожарную безопасность ТЦ «Зимняя вишня», где в воскресенье погибли 64 человека, – неизвестно. Последняя проверка должна была состояться в 2016 году, но ее не было – кемеровский ТЦ относился к малому бизнесу, который сейчас попадает под надзорные каникулы, объяснил вчера вечером агентству ТАСС главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС Ринат Еникеев.

Эти каникулы распространяются на большую часть торговых центров по всей России, утверждают опрошенные The Bell сотрудники МЧС, эксперты и участники торговых и деловых ассоциаций. Это значит, что проверять их можно только «профилактически».

Читайте также 64 погибших, 10 подозреваемых, закрытые пожарные выходы. Главное о пожаре в Кемерово

Что такое надзорные каникулы

1 января 2016 года в России вступил в силу мораторий (или надзорные каникулы) на проверки малого бизнеса.

  • Он действует до 31 декабря 2018 года. Его суть заключается в том, что малый бизнес на три года освобождается от всех плановых проверок, кроме налоговых и проверок уплаты взносов во внебюджетные фонды.
  • Внеплановые проверки могут проходить в штатном режиме – то есть только после жалоб граждан в надзорные органы.
  • Для того, чтобы попасть в категорию малого бизнеса, компания должна одновременно соответствовать двум условиям — ее оборот не должен превышать 800 млн рублей, а количество сотрудников — 100 человек, говорит вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.
  • ООО «Зимняя вишня – Кемерово», которое, вероятно, выполняло функцию управляющей компании ТЦ, в 2016 году получило выручку в 68 млн рублей, в его штате работало меньше 100 человек.

Мораторий призван был облегчить жизнь предпринимателям. Впервые с призывом перестать «кошмарить бизнес» проверками Дмитрий Медведев, избранный президентом, выступил еще в 2008 году. В прошлом году Владимир Путин заявил, что принятых мер — в том числе по сокращению числа и времени внеплановых проверок — недостаточно.

Как крупные торговые центры становятся малым бизнесом

По данным консалтинговой компании Colliers International, сейчас в России работает около 1000 профессиональных торговых центров, из них 630 – за пределами московского региона и Санкт-Петербурга. С учетом малых и непрофессиональных торговых центров – по всей стране их примерно 1800 (суммарная площадь – 35,6 млн кв.м).

Официальных цифр о том, какая часть из торговых объектов относится к категории малого бизнеса – нет, но двое сотрудников МЧС, которые отвечают за проверки пожарной безопасности за пределами Москвы и Московской области, в разговоре с The Bell оценивают их долю вплоть до 90%.

Пример: The Bell выборочно проверил, как управляются несколько торговых центров в Москве. Управляющая компания «Авиапарка», самого большого столичного торгового центра (общая площадь 390 тыс. кв. м), к малому бизнесу не относится. Последняя проверка МЧС, по данным СПАРК, должна была состояться в этом ТЦ в апреле 2016 года. Не относится к малому бизнесу и ТЦ «Европейский» (общая площадь 180 тыс. кв. м) у Киевского вокзала. Но вот небольшой торговый комплекс «Трамплин» (8 тыс. кв. м) у станции метро «Молодежная» управляется ООО «Надежда», которое, по данным СПАРК, является микропредприятием с количеством работников до 50 человек и выручкой за 2016 год 33 млн рублей. Площадь четырехэтажного ТЦ «Зимняя вишня» составляла 18,9 тыс. кв. м.

Единых требований к тому, кто именно должен отвечать за пожарную безопасность на торговом объекте, нет. Это может быть, как собственник помещения, так и управляющая компания – смотря, что прописано в договоре, объясняют собеседники The Bell в МЧС. На практике собственник, как правило, делегирует эту ответственность управляющей организации.

За пожарную безопасность и работу всех систем отвечает собственник торговых площадей, но он действительно может передать эти вопросы управляющей компании, подтверждает директор департамента управления недвижимостью Colliers International Анна Никандрова. Арендаторы обычно несут ответственность только за соблюдение элементарных мер пожарной безопасности в арендованном помещении.

Профессиональные управляющие компании «полного цикла», которые отвечают за техническую эксплуатацию (в том числе пожарную безопасность), коммерческое и маркетинговое управление торговых центров, для России – редкое явление, объясняет Никандрова. По ее оценке, они работают примерно в 60-70 торговых центрах, в основном в Москве и Санкт-Петербурге – это только 6-7% «качественного предложения» на российском рынке торговой недвижимости.

Гораздо чаще управляющие компании – это небольшие организации, они не собирают арендную плату и не держат в штате весь рабочий персонал ТЦ, который работает на аутсорсе, подтверждает Олег Войцеховский, управляющий директор Российского союза торговых центров. В таких случаях управляющая компания, действительно, может подходить под критерии малого бизнеса и пользоваться надзорными каникулами, подтверждает он.

«ТЦ – это бухгалтер и гендиректор, то есть в подавляющем большинстве – малый бизнес, в этом и проблема», – говорит сотрудник МЧС, который занимается проверками пожарной безопасности торговых объектов в Санкт-Петербурге. Если такая компания попала под мораторий на проверки, контролеры в теории все равно могут прийти, но только для того, чтобы провести «профилактическую беседу» с руководством. «Есть адекватные управляющие компании, которые такой формат воспринимают, а есть те, кто отвечает, что у них нет времени на это», – объясняет собеседник The Bell.

О том, кого могут привлечь к ответственности за пожар в «Зимней вишне», можно почитать здесь.

Как проверяются остальные торговые центры

При вводе торговых центров в эксплуатацию осуществляется архитектурно-строительный надзор. В том числе, проверяется есть ли в здании противопожарная сигнализации, системы управления эвакуацией, система дымоудаления, пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода с пожарными кранами, первичные средства пожаротушения – огнетушители, пожарные «рукава».

До моратория на проверки МЧС инспектировала все объекты в среднем раз в три года, рассказывает сотрудник ведомства. Но с 2016 года министерство внедряет риск-ориентированный подход по пятибалльной шкале. Объекты, которые по этой шкале попадают в самую рискованную категорию, по-прежнему проверяются раз в три года, объекты со значительным риском (к таким должен был относиться и кемеровский ТЦ) – не чаще одного раза в четыре года, объекты с самым низким уровнем риска, вообще не подлежат плановым проверкам.

Независимо от того, относится торговый центр к малому бизнесу или нет, – это объект массового скопления людей, он должен регулярно проверяться хотя бы в рамках профилактических мероприятий, говорит Максим Винтер, председатель Комиссии по пожарной безопасности «Деловой России». «Инспектор должен прийти, указать на недоработки, провести беседу, – все то же, что при плановой проверке, только без штрафов», – рассуждает он и признает, что частота таких проверок сейчас зависит только от рвения самой МЧС.

После пожара в «Зимней вишне» Генпрокуратура поручила всем регионам России проверить все ТЦ, где есть развлекательные центры.

Анастасия Якорева, Анастасия Стогней