Мусорные бунты: Коломна, Таруса, Клин, Тучково, Воскресенск, Наро-Фоминск
По всему Подмосковью протестуют против свалок и заводов
С начала 2018 года жители Волоколамского района выходят на акции протеста и требуют закрытия мусорного полигона «Ядрово». Этот протест усилился, когда несколько детей в Волоколамске госпитализировали с подозрением на отравление из-за исходящего со свалки неприятного запаха; в результате глава Волоколамского района был уволен, а власти Московской области пообещали закрыть полигон. Однако «Ядрово» — далеко не единственное место в Подмосковье, где люди протестуют против мусора. «Медуза» кратко рассказывает о других «мусорных бунтах» в окрестностях Москвы.
Коломна: «Мы как жители второго сорта»
В Коломне протестуют против работы полигона твердых бытовых отходов «Воловичи», жители перекрыли дорогу мусоровозам. Акция протеста продолжается третьи сутки — с утра воскресенья, когда к мусорному полигону, расположенному в нескольких километрах от Коломны, приехали около 150 человек. Как сообщают «Ведомости», люди, постоянно сменяя друг друга, стоят на дороге весь день и ночь, не пропуская мусоровозы из Москвы; по оценкам активистов, в понедельник протестовали больше 400 человек — в основном они приходят к свалке вечером после работы. Полиция наблюдает за происходящим, но никого не задерживает.
«На улице дождь и мокрый снег. Нужны дождевики, большие зонты, чтобы закрыть продукты. Люди продолжают стоять за свои жизни, дома, город. Ждут смену те, кто отстоял ночь», — пишут участники в группе «НЕТ свалке Коломна».
По словам местной жительницы Ирины, жители не пропустили на полигон более 20 фур. По ее словам, ночью от полигона исходил сильный запах, который ощущался на расстоянии нескольких километров: «Детям становилось плохо, они ходят в масках, у них головные боли». В администрации Коломенского городского округа РБК заявили, что мусоровозы пропускала на полигон полиция, а в районе, жители которого жаловались на неприятный запах, «никакой вони нет».
Возмущаться работой полигона местные жители начали еще в 2017 году. 11 февраля 2018-го в Коломне прошла акция протеста, участники которой — порядка трех тысяч человек — потребовали остановить работу мусорного полигона и не допустить строительство новой площадки для отходов. Местные жители указывают на резкое ухудшение экологической ситуации: уже зимой в соседних с полигоном поселках жители почувствовали запах свалки, и они боятся, что летом ситуация станет хуже. С апреля 2017-го нагрузка на полигон резко возросла: за год там разместили в пять раз больше отходов, чем допускают его проектные мощности; кроме того, демонстранты также выступают против планов строительства новой свалки, которая будет в пять раз больше «Воловичей».
Днем во вторник, 27 марта, к протестующим приехал глава Коломенского городского округа Денис Лебедев. Это вызвало раздражение у протестующих, поскольку днем возле свалки сильно меньше людей. Часть встречи с чиновником была записана на видео.
— Может быть, мы вам можем чем-то помочь? Сейчас? — спросила одна из жительниц.
— Ну вы помогли… Собрались, — неопределенно машет рукой мэр. — Я вам только одно могу сказать: если вы дальше будете вот так стоять, это приведет только к одному… Меня могут снять.
— Отличная идея! — отвечают ему.
— Мы как жители второго сорта, почему мы хуже других?! Почему мы хуже москвичей? — возмущается женщина.
— Инициативная группа с вами работала полгода, а толку нет! — добавляет мужчина.
— Я стою здесь, я никуда не уезжаю… — говорит Лебедев.
— А где вы были позавчера ночью? Спали?.. А люди здесь мерзли!
— Слушайте, я родился здесь! — неожиданно громко говорит мэр.
Итогом встречи с Лебедевым стало назначение еще одной встречи: он должен вернуться к протестующим во вторник в девять вечера, когда к полигону приедет больше людей.
Клинский район: «Глаза режет, дышать вообще невозможно»
Как сообщал «Коммерсант», во вторник, 27 марта, на пикет вышли жители Клинского района. На полигон «Алексинский карьер», который принимал местный мусор, с 2013 года начали свозить отходы и из других регионов. Неприятный запах, по словам местных жителей, в Клину ощущают с лета 2016-го: «Глаза режет, дышать вообще невозможно даже в комнате с плотно закрытыми окнами». Жители рассказывают, что ежедневно после восьми вечера ощущают тошноту и резкую головную боль.
Сейчас протестующие опасаются, что нагрузка на полигон увеличится — когда власти выполнят свое обещание о закрытии «Ядрово». Так уже было в 2017 году, когда закрыли полигон «Кучино» в Балашихе.
Таруса: «Таинственное предприятие по переработке отходов»
Как рассказывают местные жители, в феврале 2018 года в Тарусе начал работать мусороперерабатывающий завод; кому он принадлежит, достоверно не известно. В петиции на сайте Change.org (ее подписали почти шесть тысяч человек) утверждается, что «в нескольких сотнях метров от предприятия при температуре −10 градусов уже ощущается стойкий запах помойки».
В понедельник, 26 марта, в Тарусе прошла уже вторая акция против завода (первая состоялась 20 марта; там собрались до 800 человек). Группа местных жителей разбила молотком замок на воротах завода, на территории которого начало работать новое мусороперерабатывающее производство. Вместе с протестующими, по данным RTVI, был глава Тарусы Авиль Демкин, который пообещал в течение двух дней начать вывозить мусор с производства и перекрыть туда дорогу грузовикам. Демкин объяснил, что городские власти не могут закрыть территорию, потому что она принадлежит частному собственнику. На фотографиях присутствующие зажимают носы от дурного запаха.
Тучково: «В ближайшее время все начнет разлагаться»
Во вторник, 27 марта, протестовать против мусора вышли жители Рузского городского округа, — по словам активистов, их было порядка 500 человек. Как пишет РБК, жители утверждают, что в карьер рядом с деревней неподалеку от Тучково каждый день грузовиками свозят мусор. По словам местного депутата Максима Уварова, мусор завозят из Москвы и других районов Подмосковья, при этом администрация округа выдала разрешительную документацию на отсыпку отработанного карьера без согласований и заключений.
В пресс-службе районной администрации сообщили, что на этой территории должны построить промышленную площадку с ангарами — однако с восьми утра 24 марта работы по обустройству площадки остановили: после проведения проверок выяснилось, что туда завозят не только строительные, но и твердые коммунальные отходы (при этом чиновники добавили, что эти отходы «сортируются на месте бригадой рабочих и увозятся с площадки»).
Воскресенский район: перекрытая дорога
Жители деревни Свистягино в Воскресенском районе Московской области в воскресенье перекрыли дорогу к строящемуся мусоросжигательному заводу, рассказывал РБК. Местный активист Алексей Холкин заявил, что работы на площадке ведутся незаконно.
В Воскресенском, Солнечногорском, Ногинском и Наро-Фоминском районах Московской области планируется построить мусоросжигательные электростанции. Контракт на их строительство получила компания «Альтернативная генерирующая компания-1», которая принадлежит дочернему предприятию «Ростеха». Заводы должны быть построены к 2022 году.
В ноябре 2017-го несколько десятков жителей Воскресенского района уже перекрывали Новорязанское шоссе у села Степанщино, протестуя против завода в Свистягино. Чтобы не нарушать закон, они непрерывно туда-сюда ходили по пешеходному переходу. Руководитель администрации Чеховского района Виталий Чехов тогда заявлял, что против строительства мусоросжигательного завода выступает лишь «протестно заряженная группа людей, которая ездит по всей Московской области».
Наро-Фоминск: одиночные пикеты
10 марта в Подмосковье состоялась акция против строительства мусоросжигательного завода около деревни Могутово у Киевского шоссе, сообщала РБК глава Наро-Фоминского отделения партии «Яблоко» Анастасия Кошкина. Жители устроили одиночные пикеты вдоль шоссе. Они держали плакаты с критикой в адрес подмосковных властей и с призывами отправить губернатора области Андрея Воробьева в отставку и не допустить строительство завода.
По словам Кошкиной, через 20 минут после начала акции к месту проведения пикетов прибыли сотрудники ГИБДД, которые заявили, что активисты устроили несогласованный митинг, после чего доставили девять человек на двух патрульных машинах в УВД Наро-Фоминска. Позже всех отпустили без составления протоколов.
Таисия Бекбулатова