Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Витрина демократии. Отправят ли Локтя по пути Ройзмана

Федеральный центр настаивает на повсеместной отмене прямых выборов мэров, но в Новосибирске осуществить это будет труднее, чем в Екатеринбурге, считают эксперты. Попытку избирательной реформы власти региона могут предпринять после осенних выборов, план обсуждался еще год назад. Помешать им способно заксобрание, где сложилось «межфракционное большинство».

Витрина демократии. Отправят ли Локтя по пути Ройзмана
© facebook.com/roizmangbn. Митинг 2 апреля

Екатеринбург: конец противостояния и «двуглавия»

Заксобрание Свердловской области отменило прямые выборы мэра Екатеринбурга. За это проголосовали все 42 депутата, присутствовавшие на сессии 3 апреля. Теперь градоначальника будут выбирать депутаты городской думы, кандидатов будет предлагать конкурсная комиссия. Законопроект внесен от имени губернатора Евгения Куйвашева. Его нововведение упразднило двуглавую систему управления Екатеринбургом, принятую в 2010 году. Сейчас хозяйственные решения принимает руководитель администрации Александр Якоб. А Евгений Ройзман, глава города, избранный на прямых выборах в 2013 году, возглавляет думу.

«Я давно знал, что это произойдет, но что это будет так цинично… То, что губернатор не пишет сам — это одно, то что, он не читает, что за него пишут — это другое. В пояснительной записке нет обоснования, зачем это надо», — прокомментировал решение заксобрания Ройзман. Ранее Куйвашев объяснял, что новый закон «юридически закрепит за администрацией города те полномочия, которые она де-факто выполняет», и называл это возвратом к «советской системе».

Накануне сессии заксобрания в Екатеринбурге прошел митинг против отмены прямых выборов. На нем выступили Евгений Ройзман, глава федерального штаба Алексея Навального Леонид Волков, бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков и режиссер Василий Сигарев. На мнение депутатов акция не повлияла. Ройзман позже заявил, что в конкурсе на пост мэра участвовать не будет.

Так завершился многолетний конфликт между властями Екатеринбурга и Свердловской области, начавшийся еще в 1990-е с противостояния губернатора Эдуарда Росселя и мэра Аркадия Чернецкого. С приходом Куйвашева его основным оппонентом стал «серый кардинал» столицы региона Владимир Тунгусов, много лет бывший вице-мэром Екатеринбурга. Губернатору в 2016 году удалось убедить его перейти на работу в областное правительство на позицию главы совей администрации. После этого будущее прямых выборов было предопределено.

«По факту город перестал быть самостоятельной структурой с того момента, когда Тунгусов перешел на работу к Куйвашеву. Но де-юре это случилось только сейчас», — считает политолог, бывший сотрудник администрации президента РФ и полпредства в УрФО Андрей Колядин.

139703

«Такой сценарий именно для Екатеринбурга давно прогнозировался, так как сама двуглавая модель с „неполноценным“ избираемым главой, который „царствует, но не правит“, становится анахронизмом. Екатеринбург в этом отношении — исключение среди крупных городов. В последние годы федеральное законодательство и региональная практика идут по пути отказа от дублирующейся двуглавой модели, которая оставалась непонятной для жителей, а в сложных ситуациях создавала у них ощущение некомпетентности местной власти. Непонятно, кто должен отвечать за решение конкретной проблемы», — объясняет директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Александр Пожалов.

Именно поэтому в развитие муниципальной реформы 2014–2015 годов был принят федеральный закон, позволяющий сити-менеджеру, выбранному конкурсной комиссией и фактически осуществляющему руководство городским хозяйством, получить также официальный статус городского градоначальника.

Время внесения изменений в законодательство и их ускоренное продавливание через заксобрание определялось политическим календарем, уверен Пожалов. Перед президентскими выборами статус-кво нарушать не стали, чтобы не создавать негативную повестку для кампании Путина. Но так как выборы мэра пройдут уже в сентябре, законопроект нужно было успеть принять в апреле—мае, до официального назначения даты голосования.

«Сама реформа была предопределена, думаю, еще в 2016 году, когда перед выборами в Госдуму федеральный центр принудительно помирил областные и городские элиты. Окончательно неизбежность отмены прямых выборов мэра стала очевидной после того, как неучастие Ройзмана в губернаторских выборах в 2017 году никак не отразилось на политической стабильности в городе и рейтинге губернатора», — говорит собеседник Тайги.инфо.

Упрямая вертикаль

«Это не локальная история. Федеральные власти взяли курс на ликвидацию прямых выборов. Совсем недавно то же самое произошло в Нижнем Новгороде, в Самаре, в Приморье. И вот сейчас —в Екатеринбурге», — отмечает Андрей Колядин. Это тренд, который, по замыслу правительства, завершает унификацию вертикали власти и ликвидирует все противоречия, которые были до этого в ряде регионов между областью и городом.

По его словам, у отмены прямых выборов есть как плюсы, так и минусы. «Плюсы в том, что волей вышестоящего начальства можно назначать начальников нижестоящих. А минусы в том, что эти нижестоящие начальники абсолютно независимы сейчас от собственного электората и заинтересованы только в том, чтобы их любили вышестоящие начальники. Соответственно, качество их работы, их инициатива и их желание служить народу сводится на нет, — подчеркивает эксперт. — В долгосрочной перспективе это приведет к очень печальным последствиям для нашей страны. Но зато все будет тихо, преданно, подобострастно. Это то, чего и планируется добиться отменой прямых выборов».

На вопрос, что лучше — мэр, избранный населением или назначенный по конкурсу, нет однозначного ответа, соглашается Александр Пожалов. Запрос в обществе на открытость власти и широкий учет мнения жителей при выработке решений объективно растет, а количество ситуаций, когда властям на местах придется напрямую общаться с недовольными людьми, будет увеличиваться.

138849

«Впереди в регионах и мусорная реформа, и всегда непопулярное („только не на моем заднем дворе“) дорожное и инфраструктурное строительство. Общественную активность и встречный запрос на открытость власти пробуждают и государственные программы благоустройства городов и общественных пространств», — рассуждает представитель ИСЭПИ.

При этом всенародные выборы главы один раз в пять лет при явке зачастую в 20–25% не означают для такого руководителя автоматического кредита доверия от жителей на все время исполнения полномочий. На примере Кемерова и Волоколамска страна увидела, что и избранная на прямых выборах власть оказалась не готова к прямой коммуникации с населением.

«С точки зрения профилактики народных волнений, выпуска пара недовольства и поиска компромисса вокруг непопулярных, но вынужденных инициатив, важнее на местном уровне развивать систему реальных, а не фиктивных публичных слушаний по крупным проектам, локальных голосований по тем решениям, которые не могут быть эффективными без создания сетей общественной поддержки или по отношению к которым активному меньшинству важно чувствовать свою сопричастность», — считает собеседник Тайги.инфо.

Последний бастион

Прямые выборы мэра в последние годы сохраняются лишь в нескольких из 82 региональных центров. Большинство из них находятся за Уралом — это Абакан, Анадырь, Кемерово, Новосибирск, Томск, Хабаровск и Якутск. Вернули прямые выборы в Улан-Удэ. Из всех этих городов только Новосибирск — миллионник. Это крупнейший муниципалитет страны с населением около 1,6 млн человек. Его не минует участь Екатеринбурга, уверен Колядин, и логичнее всего провести реформу после осенних выборов губернатора.

«Если изменение законодательства будет инициировано в канун сентябрьского голосования — это может сыграть на понижение явки и сказаться на голосовании за Травникова. Так что делать этого сейчас не стоит. Думаю, что и Травников, и Петухов (врио губернатора Андрей Травников и его первый заместитель Юрий Петухов — прим. Тайги.инфо) это понимают», — комментирует политолог.

В Новосибирской области в 2014 году уже прошла избирательная реформа — практически во всех городах, за исключением столицы региона и наукограда Кольцово, отменили прямые выборы. Во многом на решение сохранить два «оазиса демократии» повлияла публичная позиция местных горсоветов и популярность действующих глав — коммуниста Анатолия Локтя и единоросса Николая Красникова.

Администрация экс-губернатора Владимира Городецкого хотела вернуться к вопросу о схеме выборов в Новосибирске, этот вопрос обсуждался летом 2017-го, знает депутат заксобрания из фракции КПРФ Андрей Жирнов. «Окружение господина Городецкого видело очень серьезную угрозу в Анатолии Евгеньевиче Локте как в наиболее популярном политике нашего региона. Но осенью случилась добровольно-принудительная отставка губернатора, и эти планы, видимо, отложили на будущее», — говорит он.

Травников пока дистанцируется от темы отмены выборов мэра Новосибирска. В январе он заверил Тайгу.инфо, что «на данный момент» не поддерживает такое решение. Ранее, в Вологодской области, будучи назначенным главой администрации областной столицы, он отвечал на этот вопрос по-другому.

«Плюс для мэра города, руководителя основного исполнительного органа — это значительная экономия времени. Нет необходимости участвовать в электоральных процессах, мэр с момента подписания контракта сразу приступает к исполнению своих обязанностей. Второй плюс — отсутствие необходимости искать поддержки избирателей, оглядываться на них, что влияет на принятие решений. Хочешь-не хочешь, но это зачастую подталкивает к популистским решениям. В сегодняшней структуре управления Вологды такие риски снижаются», — говорил Травников местным СМИ в августе 2017 года.

Партийность Локтя повлияет на возможное решение об отмене выборов лишь отчасти, уверен Колядин, так как между официально зарегистрированными партиями не осталось никакой разницы: «В нынешней политической реальности партии — это фикция. При отсутствии публичной политики как таковой, партии не влияют ни на что. Это клубы по интересам, масонские ложи для людей, которые хотят стать чиновниками».

Ситуация в Новосибирске отличается от Екатеринбурга тем, что Локоть, в отличие от Ройзмана — полноправный избранный мэр, система управления здесь «одноглавая», считает Александр Пожалов.

129281

«В отличие от Ройзмана, Локоть — гораздо более системный игрок, более серьезный оппонент для власти на губернаторских выборах, политик с более широкой сетью внутриэлитных контактов в регионе и, некогда, один из кандидатов в преемники Геннадия Зюганова в КПРФ. И если для элит в Свердловской области уже привычна ситуация с губернатором извне, то для новосибирских элит ситуация с губернатором-варягом — совсем новая и нетипичная. Поэтому даже если Травников очень уверенно победит в сентябре на губернаторских выборах, то у него не будет достаточно элитной и общественной поддержки, чтобы к весне 2019 года сразу отменять прямые выборы мэра Новосибирска», — добавляет эксперт. При этом неважно, станет ли Локоть кандидатом от КПРФ на губернаторских выборах или нет, насколько активно он будет вести свою кампанию и сколько процентов он наберет. По информации Тайги.инфо, он может заявить о своих предвыборных планах уже 5 апреля.

Еще один аргумент в пользу того, что отмену выборов тяжело будет устроить — относительная самостоятельность заксобрания. Его председатель (член фракции «Единая Россия») Андрей Шимкив избирался как независимый кандидат при поддержке оппозиции и обыграл на выборах спикера официального представителя «ЕР» и региональной администрации. Руководство парламента и его состав отличаются от того, что послушно голосовало за отмену выборов в райцентрах.

«В нашем законодательном собрании при сегодняшней ситуации, при том межфракционном большинстве, которое демонстрирует согласованную позицию в отношении и мусорной концессии, и мостовой концессии, я сомневаюсь, что этот вопрос пройдет. Новосибирск — крупнейший муниципалитет, и хотя бы здесь нужно сохранить витрину демократии», — отмечает Андрей Жирнов.

Многое будет зависеть и от выборов губернатора в сентябре. Возможна схема, при которой кандидат от оппозиции побеждает и передает город во власть «Единой России» в полном согласии. Тогда никакие реформы не понадобятся — элита мятежного региона умеет находить компромиссы, несмотря на партийные знамена.

Евгений Мездриков