Начало обвала: насколько подешевеет рубль и почему санкции коснутся всех
Российский рынок пережил худший день с 2014 года. И это только начало
Фото: AP/TASS
Сегодняшний день на российском рынке можно с полным правом назвать «черным понедельником». Фондовый рынок пережил рекордное падение с момента присоединения Крыма, доллар укрепился дороже 60 рублей, а евро доходил до 75. Что будет дальше?
ФОНДОВЫЙ РЫНОК
Падение
За один день российский фондовый рынок лишился 820 млрд рублей капитализации. Это самое большое дневное падение со времен присоединения Крыма в 2014 году. Индекс Мосбиржи упал на 8,34%, РТС – 11,44%.
- Лидеры падения — «Сафмар» (минус 26%), UC Rusal (20,3%), «Мечел» (19,2%). Сбербанк, которого санкции напрямую не коснулись вообще никак, потерял 17% — это самое большое его падение за 10 лет.
- Падение Сбербанка стало одним из важных факторов общего обвала — на его акции приходится почти 2% всего объема торгов на Московской бирже.
- Сегодня утром Сбербанк уверял, что размер риска банка из-за компаний, включенных в санкционный список, составляет 2,5% его активов – это около 585 млрд рублей. Банк – крупный кредитор UC Rusal: около $4 млрд под залог акций «Норникеля».
- Подробно о дневном падении российского рынка и его лидерах мы писали здесь.
Перспективы
- Скорее всего, падение продолжится еще как минимум несколько дней, считает Сергей Романчук из «Металлинвестбанка», рано говорить, что рынок прошел дно. Дальше все будет зависеть от реакции государства: поддержит ли оно попавшие под санкции компании и какими мерами (в момент, когда об этом будет объявлено, их акции могут мгновенно отскочить), будет ли отвечать на санкции и как именно.
РУБЛЬ
Падение
- За день курс доллара поднялся более чем на 2 рубля — до 60,4 рублей.
- Евро вырос еще сильнее – на 3 рубля до 74,5 рублей. В течение дня он пробил отметку в 75 руб и обновил рекорд августа 2016 года.
Перспективы
- Рубль продолжит падать и может пробить отметку 61-62 рублей за доллар, говорят опрошенные The Bell аналитики. Но ниже при нынешних обстоятельствах не опустится. Это возможно в случае объявления нового раунда санкций или при резком падении цен на нефть (пока аналитики этого не ждут). В случае нового раунда санкций рубль может подешеветь до 65 руб./$.
- От более резкого падения рубль сдерживают экспортеры: с падением рубля они начали активно продавать валютную выручку.
- Много будет зависеть от действий ЦБ и Минфина. Пока рубль укреплялся, Минфин с начала года продавал на рынке по 200 млрд рублей в месяц для пополнения ФНБ. Пока неясно, будет ли министерство корректировать эти закупки валюты. Но сейчас ситуация еще не вышла из под контроля и необходимости в дополнительной поддержке нет.
ЭКОНОМИКА
Снизится ли суверенный рейтинг
- Аргументы за: агентство S&P повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного в феврале — но уже тогда опасалось новых санкций. Объявляя о повышении, S&P предупредило: оценку могут пересмотреть в худшую сторону, если иностранные государства существенно ужесточат санкции против России.
- Аргумент против: хотя санкции коснулись крупнейших компаний, формально они не затрагивают государство. Внешний фон российской экономики, на который смотрят оценщики, по-прежнему во многом задает нефть. Цены на нее пока стабильны – а значит, фундаментальных оснований пересматривать рейтинг нет.
Подорожают ли заимствования для российских компаний
- Да — и не только для тех компаний, которые попали под санкции. Теперь инвесторы будут включать в риск-премию вероятность попадания любой компании в санкционные списки. Учитывая, что принцип выбора компаний-жертв неясен (раньше логика санкционных решений была более понятной), этот риск особенно высок, говорит Денис Кучкин, сооснователь сервиса Yango.
- С новыми условиями по западным кредитам российские компании столкнутся уже скоро. По данным ЦБ, в первом квартале 2018 года 30 крупнейших российских компаний должны были заплатить по внешним займам $8,1 млрд (это на 18% меньше, чем за тот же период в прошлом году), а во втором квартале — $9,2 млрд (это, наоборот, в полтора раза больше, чем годом ранее).
ОЛИГАРХИ
Потери
50 богатейших россиян потеряли почти $12 млрд за один день, следует из данных Forbes, который в реальном времени оценивает состояния миллиардеров. При этом попавшие в санкционный список олигархи потеряли в сумме больше $3 млрд. Больше всех потеряли владелец UC Rusal Олег Дерипаска – за день его состояние сократилось на $1,3 млрд до $4 млрд – и основной владелец «Норникеля» Владимир Потанин – он лишился $1,5 млрд. На третьем месте среди лидеров по потерям – Виктор Вексельберг, санкции «украли» у него $968 млн.
Что происходило с Rusal
То, что UC Rusal и En+ Олега Дерипаски станут главными пострадавшим от санкций, было понятно еще в пятницу. Но сегодняшний день для компании выглядел просто катастрофическим. Перечисляем коротко:
- Утром капитализация UC Rusal на Гонконгской фондовой бирже упала вдвое — до $4,4 млрд.
- Насколько сильно подешевела бы холдинговая компания Дерипаски En+ в Лондоне, мы так и не узнали — британские власти остановили торги бумагами En+ из-за санкций. В пятницу En+ в Лондоне успела подешеветь на 30% до $7 млрд.
- Не так просто было узнать сегодня и котировки евробондов Rusal: Bloomberg и Reuters в связи с санкциями пришлось убрать бумаги из своих терминалов.
- А позже днем Bloomberg сообщил, что как минимум пять международных трейдеров получили от юристов рекомендации прекратить закупки алюминия у Rusal, а сама компания попросила трейдеров «немедленно приостановить платежи».
- Крупнейший трейдер и владелец 8,75% акций Rusal, швейцарская Glencore, пока не комментирует ситуацию — а будущее экспортных продаж Rusal будет зависеть именно от него. От продажи алюминия за рубежом Rusal получает 79% выручки ($7,9 млрд). На США приходится 14% ($1,4 млрд), на Европe – 29% ($2,9 млрд).
Кто от этого выиграл и проиграл
- Одним из главных бенефициаров санкций против UC Rusal Reuters называет горно-металлургический концерн Rio Tinto: она сможет компенсировать поставки UC Rusal нераспроданными поставками алюминия. Сегодня за несколько часов после начала торгов на Нью-Йоркской биржи акции Rio Tinto подорожали на 1,86%.
- Проблемы у Дерипаски могут ударить по его контрагентам, в частности Volkswagen (у нее есть совместное предприятие с «ГАЗом» Дерипаски, который также попал в санкционный список) и швейцарская Glencore – держателю 8,7% акций UC Rusal и ее крупному клиенту: они договорились о поставке 14,5 тонн алюминия за 2012-2019 годы. Акции Volkswagen уже упали на 0,6%, Glencore – на 3,4%.
Чем поможет государство
Сегодня днем Дмитрий Медведев поручил правительству разработать меры поддержки для компаний, попавших под санкции. Bloomberg сообщил, что для этого в правительстве запланированы встречи с их руководителями и владельцами.
- Единственную конкретную меру назвал министр промышленности Денис Мантуров — он пообещал «жесточайше» наказывать российские компании и банки, которые из-за боязни санкций будут отказываться работать с фигурантами санкционного списка. Правда, как именно будут наказывать, Мантуров не пояснил.
- «Впору пополнять стратегический резерв алюминия», — иронизирует федеральный чиновник, вспоминая события 2009 года, когда Rusal в разгар кризиса обратился в правительство Владимира Путина с просьбой купить у него алюминия и никеля на $12 млрд. «Впрочем, можем дошутиться, что это окажется правдой», – резюмирует он.
- По словам еще одного чиновника, набор мер примерно понятен – приоритетный доступ к финансированию через специальные инвестконтракты и механизмы ВЭБа, льготные кредиты от госбанков в случае необходимости, помощь в рефинансировании долгов, специальные налоговые условия, субсидирование экспорта. «На столе вся линейка инструментов, – говорит собеседник The Bell. – В зависимости от ситуации они будут применяться».
- С личными санкциями против владельцев публичных компаний, торгующихся за рубежом, российское правительство еще не сталкивалось. Но опыт поддержки олигархов, попавших в санкционные списки США, Россия уже получила в 2014 году с Аркадием Ротенбергом, Юрием Ковальчуком и Геннадием Тимченко. Им помогали госконтрактами, передачей на санацию банков (вместе с миллиардами госденег) и освобождением от налогов — подробнее об этом мы написали здесь.
Что мне с этого?
Когда в пятницу мы написали, что новые американские санкции — самый серьезный удар по российской экономике за все время противостояния с Западом, мы не преувеличивали. И главное — даже не падение акций Rusal или миллиардные потери Керимова и Вексельберга. С этой недели любая крупная российская компания будет жить под дамокловым мечом новых санкций, которые будут медленно рушить их бизнес и без указов минфина США.
Анастасия Стогней, Александра Прокопенко