«Визионерство и невежество». Как саудовский принц совмещает прогрессивные реформы и репрессии

Дональд Трамп назначил Джареда Кушнера советником по Ближнему Востоку сразу же после своего избрания. У 36-летнего зятя Трампа, как отмечает New Yorker, не было опыта ни в дипломатии, ни в ближневосточной политике. Ранее он управлял недвижимостью в Нью-Йорке и Нью-Джерси, а также таблоидом Observer. Впрочем, один из работавших с Кушнером чиновников из Минобороны США сказал журналу, что не стоит недооценивать советника: «Он не кабинетный ученый, он получил свои знания из первых рук. Можно прочитать кучу книг, но у тебя не будет такого образования, какое можно получить, общаясь с Киссинджерами и Петреусами всего мира».
Обсудив с представителям Совета национальной безопасности США ситуацию на Ближнем Востоке, Кушнер пришел к выводу, что американскими «якорями» в регионе остаются Израиль и Саудовская Аравия и без последней добиться успеха там невозможно. Это означало пересмотр политики, которую поддерживал Барак Обама. Предыдущий президент США держал саудовцев на расстоянии, выступая против их репрессивной внешней политики и агрессивной позиции по отношению к Ирану. Обама надеялся установить баланс в отношениях Эр-Рияда и Тегерана. Трамп и Кушнер, в свою очередь, хотели максимально сблизиться с Саудовской Аравией.
31-летний принц Мухаммед бин Салман считается одним из самых влиятельных людей в королевстве. Он старается диверсифицировать экономику страны, снизив ее зависимость от нефти, а во внешней политике не склонен к компромиссам. Так, недавно он сравнил высшего руководителя Ирана аятоллу Али Хаменеи с Адольфом Гитлером. Вопрос в том, по-настоящему ли стремится бин Салман к реформам или использует эту риторику, чтобы консолидировать власть в своих руках.
Источники New Yorker сообщили, что Кушнер и бин Салман быстро сблизились и нашли общий язык. Кушнеру было прекрасно известно, что принц вовлечен в довольно запутанную битву за престолонаследие. С 1953 года Саудовской Аравией управляли 6 братьев – сыновья короля Абдул-Азиза аль Сауда. При жизни он хвастался, что взял в жены не менее 135 девственниц и оставил после себя 42 сына и 55 дочерей. После его смерти в 1953 году престолонаследие в королевстве происходило по принципу старшинства по мужской линии – то есть трон занимал младший брат короля, а не его сыновья. В 2015 году, когда скончался король Абдалла (правивший королевством с 2005 года), трон занял его брат Салман, а наследным принцем стал Мукрин, самый младший из ныне живущих сыновей короля Абдул-Азиза. Салман заслужил репутацию безжалостного управленца. Спустя почти год после того, как он занял трон, он лишил своего брата звания кронпринца, заменив его своим племянником Мухаммедом бин Наифом.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]