Original Material
Как выходцы из России за 3 года создали бизнес на $1,5 млрд? История Revolut от первого лица
https://www.youtube.com/watch?v=srX8NrtZg7k
Основанный двумя россиянами – Николаем Сторонским и Владом Яценко – лондонский финтех-стартап Revolut собирается привлечь $150-250 млн от консорциума во главе с фондом DST Global Юрия Мильнера. После этой сделки стоимость Revolut, по оценке интернет-издания Recode, вырастет до $1,4 млрд, а по оценке самой компании - и вовсе до $2 млрд. Это позволяет Сторонскому претендовать на место в списке богатейших россиян. Лиза Осетинская в новом выпуске проекта «Русские норм!» поговорила с Николаем Сторонским о том, как удалось создать самый горячий русский финансовый стартап.
Главное:
- О Revolut. «Мы предоставляем приложение, которое позволяет иметь банковский счет в любой стране... К банковском счету прилагаются сервисы, которые либо бесплатны, либо в 10 раз дешевле, чем в банке, например: денежные переводы бесплатно, конвертация валюты, платежи бесплатные, кредит на 50% дешевле, чем в банках, страховка на 50% дешевле, чем в других компаниях».
- О нечестном курсе у банков. «Когда вы едете с банковской карточкой за границу, то на каждую тысячу долларов потраченных вы теряете примерно 70-80 долларов. Банк будет брать спрэд. Это 3-4- 5% (зависит от банка). Плюс они будут с вас брать комиссию банкомата, а мы все это делаем бесплатно».
- О банковской системе через 10-15 лет. «Думаю, будет несколько глобальных игроков, [которые делают] примерно то же самое, что мы делаем, то есть приложение с банковскими счетами и к этому приложению привязаны все возможные финансовые продукты, такие как: страховка, кредит, ипотека, криптовалюта, трейдинг».
- О грядущем исчезновении банков. «Думаю, что большинство не выдержит конкуренции».
- О живущих в 19 веке банкирах. «Если бы мне дали сейчас миллиард долларов, я б не смог ускорить ничего. Деньги не ускоряют, талантливые люди ускорят. А в банках нет талантливых людей, нет хороших дизайнеров, нет хороших программистов. Есть люди хорошие, но они смотрят не в ту сторону. Забюрократизированные структуры, куча операционистов, а топы, которые сидят в банках, они не понимают, что происходит. Я со многими из них разговаривал. Они как в 19 веке. Они не понимают, что надо делать и как построить технологическую компанию».
- О неизбежном изменении отношения к человеку со стороны государства. «Сейчас страны поменьше (Эстония, например) уже конкурируют за людей. Они делают электронные визы, дотации, снижают налоги, чтобы люди приезжали и работали... В будущем будут конкурировать за людей».
- Об утечке мозгов из России. «Я не вижу, чтобы [в России] конкуренция за талант была. Таланты уезжают из России. А сколько приезжает, я не знаю, но думаю, что меньше».
- О том, что дает обучение в МФТИ. «Сила в том, что они очень хорошо отсеивают людей на входе. Там очень жесткая конкуренция…Первые три года я учился до часу ночи. Субботы и воскресенья… Реально развивают структурное мышление, умение решить любую проблему, посмотреть на проблему оценить со всех сторон, разложить на маленькие части, решить, что сделать дальше...С таким подходом можно решить практически любую проблему. Когда нанимаешь физтеха и бросаешь его на задачу, они с ней справляются. А выпускники других вузов не всегда справляются и их нужно направлять».
- О крахе Lehman Brothers. «Когда акции Lehman Brothers упали (они сначала по $100 торговались, потом по $80, потом по $20, потом по $5, был такой момент, когда они просто в ноль пошли - был такой глюк системы на Bloomberg), я уже тогда понял, что все плохо. А большие боссы - нет... и они на собственные деньги очень много акций накупили и в результате много всего потеряли».
- Как правильно играть на бирже. «Если что-то падает, ты никогда не покупаешь, а, наоборот, шортишься, играешь на понижение. Что дорого, ты покупаешь больше, ты всегда играешь прорывы. А кто наоборот покупает, когда все идет вниз, они теряют деньги. Это человеческая ментальность – покупать то, что дешево. Это неправильно. Надо продавать то, что дешево».
- О том, как создавали Revolut. «Разговаривал с банками, с процессинговыми системами, все мне говорят, что это невозможно. Потом кто-то мне посоветовал топ-консультанта. Я ему позвонил, договорился о встрече. Предварительно по телефону сказал, что хочу так и так сделать. Он: «Невозможно». И положил трубку. Я опять позвонил: «Ок, давайте я заплачу за 2-3 дня, вы придете к нам в офис и расскажете, как платёжная система работает, чтобы у меня полная картина сложилась». Он пришел, мы потратили два дня, я все записал. Потом две недели над этим думал с командой. Решили, как это сделать. Позвонил ему обратно: так будет работать? Он с удивлением немножко: «Это может сработать». И мы начали это делать».
- Как набирать сотрудников. «У нас целый процесс, целая методичка, как мы это делаем. Первое – так называемый culture fit. Подходите ли вы нам по культуре?.. По сути мы стараемся нанимать только A-player, то есть таких людей, которым ты даешь проблему, а они сами ее решают, сами постоянно что-то улучшают».
- Как реагировать на трудности? «Я занимаюсь спортом и ложусь спать, а на следующее утро все заново».
- О хобби. «Работа – это мое хобби».
- О решении проблемы миллениалов, которые не любят работать. «Есть такая проблема, особенно на Западе. Процент таких людей стал больше. Мы любим из Канады нанимать, из двух университетов. Там два университета хороших, хорошие технические вузы. Такая же подготовка, как на Физтехе. Приходят разносторонние, подкованные, их можно сразу на проблему любую кидать. И ты знаешь, что они разберутся и решат».
- Как добиться успеха? «Много работать, характер надо иметь, мозги надо иметь. Плюс суперважно - в тренд всегда попадать... Бессмысленно против волны идти, даже если ты суперталантливый, суперумный – это все равно что бежать по эскалатору, который против тебя идет. Важно вскочить на эскалатор, который в правильную сторону идет».
- О причине, по которой живет в Лондоне. «Кругозор точно шире по сравнению с людьми, которые живут в одной стране. Живя в Лондоне, кругозор еще шире, потому что там 40-50% эмигрантов... Общаясь, ты понимаешь культурные различия, понимаешь, где люди правы, где заблуждаются, и у тебя становится простое и понятное мышление о мире».
- Об антироссийских настроениях в Лондоне. «Политика политикой, а люди, которые живут в Лондоне – в основном экспаты. Может, вне Лондона там какая-то другая атмосфера. Я не был. Для меня и, в принципе, для людей в Лондоне чужда мысль, как может повлиять то, что я родился в России, и современная политическая ситуация в России... Мы - люди. И неважно, откуда я. Хоть с Марса прилетел».
← Предыдущий • Все выпуски • Следующий →
Информационный партнер проекта — «Сноб»