Интернет сломанных вещей. Что мы потеряем из-за охоты Роскомнадзора на Telegram

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
В первую неделю битвы Роскомнадзора (РКН) с интернет-мессенджером Telegram происходящее производило скорее комическое впечатление и не создавало ощущения какой-либо серьезной опасности. Да и сейчас то, что происходит, еще не достигло и, надеюсь, не достигнет масштаба, когда потери от блокировки РКН в России ip-пулов, используемых владельцами Telegram, будут ощутимы в масштабах помесячной статистики Росстата. Пока еще смешно. Хотя происходящее – не копейки мгновенного ущерба, уже нанесенного экономике этой погоней, вряд ли будет ошибкой считать, что ущерб за предыдущую неделю составил многие сотни миллионов рублей, причем речь идет о прямых потерях – несовершенных сделках, сорванной работе сервисов, расходах компаний на преодоление последствия блокировок. Разумеется, команда главы РКН Александра Жарова всегда имеет возможность сообщить, что все это побочные эффекты борьбы с терроризмом, ведущейся по указанию суда (а также под командованием ФСБ и под верховным командованием президента Путина), чуть передергивая – едва ли не инвестиции в вашу же, товарищи пользователи, личную безопасность. Нет, конечно. Эти потери никто в здравом уме не будет считать инвестициями, это в чистом виде деньги, по вине ФСБ и РКН потраченные без чьей-либо пользы. Впрочем, пока не имеет смысла преувеличивать – несколько миллиардов сожженных рублей в пользу репутации спецслужб можно считать платой за билет в огромный панорамный кинотеатр, в котором продолжают показывать качественную черную комедию. Смотрим – платим. Не хотим смотреть – все равно платим.
Впрочем, лучше смеяться поменьше. Происходящее в краткосрочном режиме важно разве что на символическом уровне. Думается, что Telegram (писать название имеет смысл латиницей – хотя бы потому, что из 200 млн его пользователей в РФ всего 15 млн, это весьма крупный даже по мировым меркам международный сервис) будет в состоянии противостоять попыткам его заблокировать в России, хотя и потеряет часть российской аудитории. Беготня с блокировками AWS, Azure и других облачных мощностей также, видимо, достаточно скоро закончится. Лихорадить российский сегмент интернета будет еще несколько недель – большинство проблем с доступом прошлой и этой недели, видимо, связаны не столько с блокировками, сколько с необходимостью компаний в авральном режиме перестраивать свою инфраструктуру под условия, приспособленные к боевым: неудивительно, что отваливается даже то, к чему боевые дураки товарища Жарова даже и не прикасались. Все так или иначе закончится (даже примерно понятно когда – к инаугурации Владимира Путина, которая состоится вне зависимости от того, принесет ли под елочку ФСБ и РКН шкурку популярного мессенджера) и закончится более или менее спокойно. Проблема совсем не в этом, и сделать с этим пока ничего нельзя: для всех внешних игроков интернет-рынка Россия перестала быть перспективной территорией. Хорошо было бы ошибаться, но это очень похоже на бесшумную катастрофу, последствия которой мы будем ощущать на себе не один год.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]