Томские ликвидаторы отметили 32-ю годовщину Чернобыля
Сегодня в сквере Героев Чернобыля собрались несколько десятков человек. На митинг, посвященный 32-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС, пришли те, кто устраняли последствия катастрофы, их родные и друзья.
фото Сергея Коновалова
По словам присутствующих, в этот раз людей заметно меньше, чем в прошлые годы. С января 2017-го по апрель 2018-го «чернобыльское братство» (так называют себя томские ликвидаторы) простилось с 25 товарищами.
Анатолий Чемерис, председатель Совета старейшин при мэрии Томска: «В мае 1986 года мы вместе с вами получили задание на Красной площади и поехали в Чернобыль... Мы спасли Москву, спасли Европу... Не допустили взрыва в третьем, втором и первом блоках...» Алексей Якименко попал в Чернобыль в 1987 году, сразу после армии. Работал на крыше третьего и четвертого энергоблока. Там научился ценить каждое мгновение — в прямом смысле слова.
Алексей Якименко, ликвидатор «Сами представьте, что можно за 30 секунд? — это минимальное время, когда большая доза радиации... Выскочить, побежать, взять лопату, взять на лопату графит, выбросить его, бросить лопату и опять убежать... Из средств защиты у нас были — «лепесток» (простейший одноразовый респиратор, предназначенный для защиты от пыли и аэрозолей — приме. Ред.), х/б костюм, кирзовые сапоги. Ну, и верхонки. Все, больше ничего не было. Сначала давали свинцовые фартуки, ну а их достаточно на один-два раза, потом они набирают радиацию, и больше фонят, чем ты сам...»
Валентина Власенко, ликвидатор
Про Валентину Власенко говорят, что она стала единственной женщиной-ликвидатором из Томска. На митинг Валентина Леонидовна пришла с орденом мужества. Но держала его в кармане. Достать решила только на камеру.
Томские ликвидаторы считают, что им повезло — в Томске для них работает, пожалуй, единственный в стране специализированный реабилитационный центр. Его открыли в 2008-м. А за год до этого томские чернобыльцы объявляли бессрочную голодовку. К тому моменту у них накопилось слишком много нерешенных проблем: с отсутствием лекарств, жилья и отменой положенных льгот — бесплатного зубопротезирования, ежегодного санаторно-курортное лечения и других.
«В 2004 году был принят пресловутый федеральный 122-й закон («О монетизации льгот» - прим. ред.). Он «перекроил» существующий на тот момент «чернобыльский» закон полностью. Заменил базовую медицинскую программу, которая была, на государственные гарантии медицинской помощи... То есть, нас объединили со всеми федеральными льготниками... Если бы удалось вернуть на федеральном уровне то, что 122-й закон забрал, это, конечно, была бы дополнительная победа...»
Анатолий Долгов, председатель томского регионального отделения «Союз Чернобыль» Бороться томские чернобыльцы намерены и за права вдов ликвидаторов. Так, на очередном съезде «Союза Чернобыль» был поднят вопрос о приравнивании женщин, потерявших после чернобыльской трагедии мужей, к ветеранам войны.