Илья Карпюк: Дерипаска на поводу у санкций

Минфин США AgnosticPreachersKid/Wikimedia Commons Министерство финансов Соединенных Штатов отреагировало на решение Олега Дерипаски отказаться от полного контроля над компанией En+, основного акционера «Русала».
«Снижение доли владения [компанией] лицом, находящимся под санкциями, необязательно само по себе является основанием для исключения [компании] из санкционного списка», — заявил РБК официальный представитель Минфина США. По его словам Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) «проводит тщательный анализ фактов и обстоятельств каждого из запросов на исключение [из санкционного списка] и не рассуждает публично о конкретных исходах и сценариях».
Штаб-квартира OFAC AgnosticPreachersKid/Wikimedia Commons «На данный момент OFAC не может предложить дополнительных указаний по поводу структур, контролируемых Олегом Дерипаской», — сказал представитель Минфина США и напомнил, что ранее ведомство уже указывало: «путь для ослабления санкций против "Русала" лежит через выход Олега Дерипаски из капитала и отказ от контроля над компанией».
Бывший советник OFAC Брайан О’Тул сказал РБК, что считает необходимым условием, которое удовлетворит Минфин США, полный, а не частичный выход Дерипаски из капитала «Русала».
Несмотря на все это, на Московской бирже глобальные депозитарные расписки (GDR) компании En+ Group на открытии торгов в рабочую субботу выросли более чем на 14%. Акции «Русала» также выросли, но всего на 1%.
Напомним, сейчас компании En+ принадлежит 48,13% акций «Русала». Но по действующему акционерному соглашению пока En+ более 40% акций, принадлежащих основным акционерам (En+, Sual Partners и Glencore), что соответствует 33% всего акционерного капитала, половину мест в совете директоров «Русала», включая председателя, должны занимать кандидаты группы Олега Дерипаски, также En+ вправе выдвигать и снимать гендиректора.
Олег Дерипаска на заводе "РУСАЛ Саяногорск" kremlin.ru Компания En+, в свою очередь, принадлежит Олегу Дерипаске, тот владеет около 66% акций через структуры B-Finance и Basic Element.
О том, что Олег Дерипаска решил сократить свою долю в капитале En+ и покинуть ее совет директоров, сообщила сама компания в пятницу вечером. В документа говорится, что Дерипаска «принципиально согласился» снизить долю в En+ «до уровня ниже 50%» после серии переговоров с председателем совета директоров компании Грегори Баркером. Кроме того, по совету Баркера бизнесмен решил покинуть совет директоров En+ и дал согласие на назначение новых членов совета, чтобы в новом составе большинство оказалось у независимых директоров.
РУСАЛ. Братский алюминиевый завод UC Rusal Photo Gallery/Wikimedia Commons Компания En+ была включена в санкционный список США вместе с «Русалом» и другими компаниями, которые напрямую или через другие структуры принадлежат Олегу Дерипаске. Почти сразу «Русал» сообщил, что из-за санкций возможны технические дефолты по ее долговым обязательствам. Трейдеры перестали закупать алюминий компании, западные биржи приостановили торги ее металлом, в результате цены на алюминий на мировых товарных рынках резко подскочили. В том числе и это вынудило Минфин США заявить о возможности снятия наложенных на «Русал» санкций в том случае, если российский предприниматель откажется от контроля над компанией. Министр финансов Стивен Мнучин пояснил, что власти США «не целились в трудолюбивых людей, которые зависят от UC Rusal или ее дочерних компаний».
В пятницу утром агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что Дерипаска не собирается отказываться от контроля над «Русалом», потому что рассчитывает на помощь со стороны стран ЕС, которые закупают алюминий у его компании. В «Русале» сразу заявили, что публикации Bloomberg не соответствуют действительности и основаны на источниках «сомнительного качества».
Если Дерипаска решит все-таки снизить свое присутствие в капитале компании En+ до 50%, то он может заработать около 30 млрд рублей, именно столько сейчас стоят 16% акций компании. Правда, денег он может не получить.
Насос Sulzer SulzerAG/Wikimedia Commons Швейцарская компания Sulzer, которая оказалась в похожей ситуации, выкупила у Виктора Вексельберга, другого участника санкционного списка США, около 15% собственных акций, чтобы его доля была меньше 50%. Сумма сделки составила около $560 млн (примерно 35 млрд рублей), но Вексельберг получит эти деньги, только если будет исключен из санкционного списка.
Смотрите также: Минфин США допустил сохранение санкций после решения Дерипаски по En+ «Русал» пригрозил Reuters и Bloomberg ответственностью за публикации Симон Жаворонков «Русал» избавляется от санкций