Сечину придется ужаться: почему «Роснефть» впервые за много лет годы сокращает затраты
«Роснефть», в 2017 году подешевевшая на четверть, а в марте 2018-го хоть и ненадолго, но впервые в истории уступившая место самой дорогой нефтяной компании «Лукойлу», идет на все, чтобы поддержать восстановление своих акций. «Роснефть» не только впервые в истории объявила о программе выкупа акций с рынка на $2 млрд, но и впервые с 2014 года пообещала поменять свою агрессивную стратегию, сократить затраты и снизить долг. Самое время — в 2018 году «Роснефть» должна выплатить по кредитам 2,2 трлн рублей.
Детали
- О будущем выкупе акций с рынка «Роснефть» объявила днем во вторник, 1 мая. Buy back может начаться уже во втором квартале 2018 года (то есть до конца июня), на него будет потрачено $2 млрд, говорится в сообщении компании. При этом вовсе необязательно, что на выкуп будет потрачены все $2 млрд — компания может выкупать акции с рынка порциями при падении их цены, чтобы поддержать котировки, говорят аналитики.
- 2017 год для «Роснефти» на бирже стал неудачным. С января по начало декабря акции компании на Московской бирже подешевели на 27%. К осени 2017 года «Роснефть», которая еще в 2016 году была самой дорогой российской компанией, уже была на треть дешевле Сбербанка и уступала ему по капитализации целый триллион рублей. А к марту 2018 года «Роснефть» по очереди обогнали по цене сначала «Газпром», а потом, впервые в истории, «Лукойл».
- Но с начала апреля «Роснефть» стала стремительно дорожать. Меньше чем за месяц, с 9 апреля по 2мая, акции компании выросли на 35% и приблизились к рекордным значениям. Сейчас одна обыкновенная акция «Роснефти» стоит 406 рублей, на историческом пике в декабре 2016 года — 410,5 рублей. Рост связан с тремя факторами — повышением цены на нефть на фоне выгодной для нефтяных компаний девальвации рубля и ростом уверенности в том, что «Роснефть» выплатит дивиденды в размере 50% от чистой прибыли.
- Объявление о buy back может помочь акциям «Роснефти» вырасти еще больше — «Лукойл» с момента объявления об аналогичной программе выкупа акций с рынка в начале января подорожал почти на 9%. Но больше всего инвесторам в «Лукойле» нравится четкая стратегия компании, с чем у «Роснефти» всегда были проблемы.
Проблемы
- Главная проблема «Роснефти» — огромный долг, накопившийся благодаря агрессивным поглощениям и высоким капзатратам. К концу года общий долг компании составлял 5,6 трлн рублей ($97,2 млрд), чистый долг (без учета обязательств по предоплаченному контракту на поставки в Китай) — 3,1 трлн рублей.
- Рекордную сумму — 2,2 трлн рублей (больше $35 млрд) — «Роснефть» должна выплатить уже в этом году. 1,4 трлн рублей из этой суммы — задолженность по сделкам РЕПО, то есть фактически — долг перед российским ЦБ, который постоянно рефинансируется. Это значит, что реально погасить или рефинансировать «Роснефти» придется только 800 млрд рублей.
- Это ставит ликвидность «Роснефти» в полную зависимость от господдержки, а в прочности связей между компанией и государством «приходится усомниться», писали в феврале 2018 аналитики S&P, объясняя, почему «Роснефть» стала единственной госкомпанией, чей рейтинг не был повышен вместе с суверенным рейтингом России.
- Чтобы кредитоспособность «Роснефти» соответствовала даже текущему рейтингу, компании придется «придерживаться финансовой дисциплины» в международной экспансии, предупредило S&P. С 2013 года компания потратила на покупки $22 млрд, и большинство этих затрат были сделаны неэффективно, писали осенью прошлого года аналитики Sberbank CIB в главе «Поговорим об Игоре» нашумевшего разгромного отчета о «Роснефти». Чтобы сократить долг, у компании нет другого пути, кроме ограничения международной экспансии и снижения капзатрат, с уверенностью писали они, не рассчитывая, впрочем, на то, что стратегия компании изменится раньше, чем Игорь Сечин пересмотрит свои ценности или уйдет с поста ее руководителя.
- Тем не менее, в сообщении 2 мая «Роснефть», помимо buy back, объявила, что в 2018 году погасит долги на 500 млрд рублей и сократит капзатраты почти на 20% — с запланированных 950 до 800 млрд рублей. В «эпоху Сечина» компания сокращала капвложения только однажды — в 2014 году, сразу после того как попала под санкции, отмечали аналитики Sberbank CIB. Это, впрочем, не помешало компании в том же году одолжить $4 млрд Венесуэле без большой надежды на возврат, отмечали они. Снижение затрат может стать еще одним фактором роста акций «Роснефти», говорит Тимур Нигматуллин из «ВТБ капитала».
Что мне с этого?
Долги и финансовое положение «Роснефти» выглядят вдвойне угрожающе, учитывая, что компания явно относится к категории too big to fail, и в случае серьезных финансовых проблем ее совершенно точно придется спасать государству. Если «Роснефть» действительно возьмется за сокращение затрат и выплату долгов, это снизит вероятность такого сценария.
Петр Мироненко